Всё ли прощается гению?

Nov 12, 2012 17:35


Утверждать, что гениальность совсем  ни  к чему не обязывает, что гению все позволено, что он может без вреда для своего высшего призвания всю жизнь оставаться  в  болоте  низменных страстей,  это  -  грубое  идолопоклонство, фетишизм,  который  ничего не объясняет,  и сам  объясняется  лишь  духовною немощью  своих   проповедников.  Нет!   если  гений   есть  благородство  по преимуществу  или высшая  степень  благородства,  то  он по преимуществу и в высшей степени обязывает. «Положение обязывает».  С точки зрения этой нравственнойаксиомы взглянем на жизнь и судьбу Пушкина.

Менее всего  желал бы я,  чтобы  этот  мой взгляд  был понят  в  смысле прописной  морали,  обвиняющей  поэта  за его  нравственную распущенность  и готовой  утверждать,  что   он  погиб  в  наказание  за  свои  грехи  против "добродетели", в тесном значении этого слова.

Сильная  чувственность есть  материал  гения. Как механическое движение переходит в теплоту, а теплота - в свет, так  духовная энергия творчества  в своем  действительном  явлении  (в  порядке   времени  или  процесса)   есть превращение  низших  энергий  чувственной  души.  И как  для  произведения сильного  света необходимо сильное развитие теплоты,  так и высокая степень духовного творчества (по закону  здешней,   земной  жизни)  предполагает  сильное  развитие  чувственных страстей.  Высшее  проявление  гения  требует не всегдашнего  бесстрастия, а окончательного  преодоления  могучей  страстности,  торжества  над  нею  в решительные моменты.

В сознании своего гения и в христианской вере  поэт имел двойную опору, слишком  достаточную,   чтобы   держаться  в  жизни  на   известной  высоте, недосягаемой  для  мелкой  вражды,  клеветы и сплетни, - на высоте, одинаково далекой от нехристианского презрения к ближним и от недостойного уподобления толпе.  Но  мы видим, что  Пушкин  постоянно  колеблется между  высокомерным пренебрежением  к окружающему  его  обществу и мелочным раздражением  против него, выражающимся в язвительных личных выходках и эпиграммах. В его отношении  к неприязненным лицам  не было ничего ни гениального,  ни  христианского,  и  здесь  -  настоящий  ключ  к  пониманию катастрофы 1837 года.

Во время  самой  дуэли раненный противником очень  опасно,  но  не  безусловно  смертельно,  Пушкин еще  был господином своей  участи. Во всяком  случае, мнимая честь была удовлетворена опасною раною. Продолжение дуэли могло быть делом только злой страсти. Когда секунданты подошли к раненому, он поднялся и  с гневными словами: "Подождите, у меня хватит силы на выстрел!"  - недрожащею  рукою выстрелил  в  своего  противника и слегка  ранил его.  Это крайнее  душевное напряжение, этот отчаянный порыв страсти окончательно сломил  силы Пушкина и действительно решил его земную участь. Пушкин  убит  не пулею  Геккерна,  а своим собственным выстрелом в Геккерна.

Последний  взрыв  злой  страсти,  окончательно  подорвавший  физическое существование  поэта,   оставил   ему,   однако,  возможность  и  время  для нравственного  перерождения. Трехдневный  смертельный  недуг, разрывая связь его с житейской злобой и суетой, но не лишая его ясности и живости сознания, освободил  его  нравственные  силы  и  позволил ему  внутренним  актом  воли перерешить для себя жизненный вопрос в истинном смысле. Что перед смертью  в нем  действительно  совершилось духовное  возрождение,  это  сейчас же  было замечено близкими людьми .

"Особенно замечательно то,- пишет Жуковский,- что  в эти последние часы жизни он как будто сделался иной: буря, которая за несколько часов волновала его душу неодолимою страстью, исчезла, не  оставив в ней следа; ни слова, ни воспоминания о  случившемся". Но это не  было  потерею памяти,  а внутренним повышением  и   очищением   нравственного   сознания  и  его  действительным освобождением  из плена  страсти. Когда  его  товарищ и  секундант  Данзас,- рассказывает кн. Вяземский,- желая выведать, в каких чувствах умирает  он  к Геккерну, спросил его:  не  поручит ли  он ему чего-нибудь  в  случае смерти касательно Геккерна. "Требую,- отвечал он,- чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином".

Описывая первые минуты  после смерти, Жуковский пишет: "Когда все ушли, я сел перед ним и долго один  смотрел ему в лицо. Никогда на этом  лице я не видал ничего подобного  тому, что было на нем  в эту первую минуту смерти... Что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново  и  в то же время так знакомо.  Это не было ни  сон, ни  покой; не было выражение  ума,  столь прежде  свойственное этому  лицу;  не  было  также  и выражение  поэтическое. Нет!  какая-то важная,  удивительная  мысль  на  нем разливалась,  что-то  похожее   на  видение,  на  какое-то  полное,  глубоко удовлетворяющее  знание.  Всматриваясь  в  него,  мне все  хотелось  у  него спросить: что видишь, друг?  И что бы он отвечал мне, если бы мог  на минуту воскреснуть?"

Владимир Сергеевич Соловьев. Судьба Пушкина

нравственность, прощение, Жуковский, Пушкин, гениальность, перерождение

Previous post Next post
Up