наука и богословие

Oct 25, 2012 12:37

Мировоззрение раннего христианства
В современной науке отношение к природе носит, в основном, механистический характер.То есть природа представляется, как совокупность объектов, а не как единый живой (!) организм. Конечно, все понимают, что в природе всё взаимосвязано, но это относят к тому, что объекты природы приспосабливались друг ко другу в течение миллионов лет эволюции. Уважаемый мною покойный академик В. Гинзбург так говорил о своём неприятии астрологии: "Какое отношение ко мне могут иметь какие-то камни, летающие от меня на расстоянии миллионов километоров?". Вот так. Космос - совокупность камней (мы, конечно, сильно упростили позицию науки, но сейчас нам важен сам принцип).
Механицизм в отношении к природе стихийным образом заполз в христианство. Почему на это смотрели сквозь пальцы - отдельный вопрос.
Но каково изначальное отношение христианства к тварному миру? Послание ап. Павла К Римлянам гласит: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,  потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,  что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.   Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне"  (Рим. 8:19-22). То есть тварный мир имеет свое воление и надежду на спасение. Тварный мир - живой организм, который нуждается в заботе со стороны человека.
Еще ярче в этом ключе звучит слово прп. Максима Исповедника, который уподоблял "весь мир, состоящий из видимых и невидимых существ, человеку, а человека, состоящего из тела и души, называл миром".
Жаль, что современные экологи не читали прп. Максима! Какую могучую опору они могли бы для себя обрести!
Современная наука, со всем своим современным оснащением (адронный коллайдер) конечно, может очень много сделать в познании тварного мира. Но может ли она познать тайну сотворения космоса, единого живого организма?

космос, тварный мир, наука и религия, спасение, христианство

Previous post Next post
Up