Светлая седмица - время подумать о Воскресении. Прочтем для начала отрывок из Евангелия от Иоанна:
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь
жизнь в Самом Себе.
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын
Человеческий.
Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все,
находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло
- в воскресение осуждения. (От Иоанна 5:25-29)
Вот интересно: Господь говорит в этом отрывке как бы об одном и том же два раза… Что это - обычный для Писания прием поэтического параллелизма, или же повествование о двух различных событиях?
Попробуем найти различия. Первый раз Он говорит: «наступает время, и настало уже». То есть речь идет о чем-то осуществившемся или осуществляющемся в настоящий момент. Второй раз - только «наступает время».
Первый раз употреблено слово «оживут» (в подлиннике глагол с корнем ζοη, zoe - жизнь), второй раз «изыдут» из «гробов», что можно считать не только более конкретным, но и чем-то отличающимся от первого.
Отыщем в корпусе Иоанна еще одно употребление глагола «оживать»:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить,
и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие,
которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли
начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со
Христом тысячу лет.
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это - первое воскресение. (Откровение 20:4-5)
Итак, из гробов выйдут все, а оживают не все, только те, кто услышал глас Сына Божия.
Можно констатировать, что второй раз Господь говорит о всеобщем Воскресении, когда все выйдут из гробов для Суда.
«Оживление» - это первое воскресение, что уже произошло в истории и в онтологии. Что это значит - рассуждать не берусь…