"Пусистерия" Владимира Пастухова

Jul 19, 2012 14:24


 Владимир Пастухов написал интересный анализ, послесловие ко всем комментариям, которые он прочитал. http://www.polit.ru/article/2012/07/05/core/ Сама обстановка в церкви и обществе явно беспокоит автора. И это вызывает к статье неподдельный интерес. Но взгляд автора - это взгляд на церковь снаружи, из общества. Но возможен еще и другой взгляд, изнутри церковной ограды. Попробуем его представить.
Хотелось бы согласиться со словами: "Людьми овладело чувство фаталистической обреченности, неизбежности и неотвратимости наказания". Может быть лучше так: начинает овладевать. Автор пишет: "Стремление народа к правде и неспособность жить по правде - вот тот сквозной нравственный конфликт, который проходит через всю русскую историю, то затухая, то разгораясь пожаром". Если бы народ стремился к правде, как бы он мог забыть недавнее прошлое, в котором массовые репрессии уничтожили весьма заметную для статистики часть населения (не худшую!)?Народ явно не хочет "ворошить" эти страницы, гораздо охотнее говорят о прошлых достижениях (они, конечно, тоже есть). Но всей правды почти никто не хочет.
Далее автор говорит о естественной духовной монополии РПЦ. Это утверждение выглядит странно. Это возможно только тогда, когда людей в церкви беспокоит только ритуал, а не сама вера. Верования представляют собой интимную духовную область, в которую не способна внедриться никакая официальная структура. Кстати, по этой причине так трудно бороться с сектами. Остается признать, что народ добровольно возложил всю ответственность на клир, на "батюшек", авось они всё и управят...
На самом деле в образованной части общества превалирует пантеистическое сознание с её верой в переселение душ. А в той части общества, где господствует среднее или начальное образование, чаще можно встретить веру в "святых угодников". Поэтому наиболее популярным богослужением в нашей церкви являются молебны святым. Где же характерное для христианства (а для Православия - особенно) предстояние перед Богом Живым?
Далее автор пишет: "Зато у русского православия есть совершенно иная миссия, значение которой зачастую недооценивается, - оно является идеологическим основанием российской государственности". С этим тоже согласиться нельзя. Вера в коммунизм действительно была идеологическим основанием советской государственности. Но, что прошло, то прошло.
Общественное мнение действительно находится под каким-то влиянием церкви (под каким именно - можно дискутировать). Но корнем российской государственности является, несомненно, бюрократия. Некоторые политологи считают, что кроме бюрократии, в России нет другой политической силы. Православие не учит слепой покорности власти. Н. Бердяев писал, что власть нужна не для того, чтобы настало Царство Божие, а для того, чтобы не наступил ад.
Разделяю озабоченность автора: "По всей стране горят храмы, убивают священников, воруют иконы, и никто до сих пор не шелохнулся. Киркоров поет в храме на крестинах дочери, рожденной от суррогатной матери, и все истово верующие умиляются".  Это все означает, что церковь нужна активным представителям общества, она все-таки востребована, причем, не просто как социальный институт, а как источник Правды.
Последняя мысль автора звучит так: "Конец церковной истории". С этим можно было бы согласиться, если добавить: "Начало нового этапа церковной истории". Новый этап истории начнется, если церковь выйдет навстречу людям, у которых пробуждается совесть и сможет предложить им, прежде всего, смысл и основание веры. А сама вера есть основание жизни.

церковно-общественные инициативы, правда, власть, церковь, общество, вера, история

Previous post Next post
Up