Оригинал взят у
tamarafavor в
"Мастер и Маргарита" Булгакова: израненный роман Не оставляют мысли о судьбе романа «Мастер и Маргарита». В 1938 году Булгаков занимался его перепечаткой и писал жене: «Что будет?» Ты спрашиваешь? Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем нашего будущего» (с. 512). Булгаков упокоился в 1940, Елена Сергеевна - в 1970. Роман вышел уже после ее смерти, в 1973 году, и в израненном виде. Но полного «Мастера» Елена Сергеевна показывала Виктору Васильевичу Петелину, доктору филологических наук, члену Союза писателей СССР, - на французском, немецком, английском, чешском.
И во всем этом - страшная беда. Почему мы до сих пор лишены авторского оригинала? А боль Булгакова от происходящего в стране остается неразделенной с ним? Ведь мы до сих пор не можем прочитать в романе «Мастер и Маргарита» про «израненных людей, разрушенные дома, сожженные села, опоганенные храмы…»
Вот что пишет Петелин:
«Одна старая почитательница М. Булгакова проделала колоссальную работу - восстановила все места, которые были выброшены из опубликованного текста, аккуратно подклеив их туда, где они должны были быть. Страшная картина… Мы видели израненных людей, разрушенные дома, сожженные села, опоганенные храмы, но видеть столь израненную книгу, роман, приходилось впервые, хотя к тому времени я уже много лет проработал в издательстве «Советский писатель» и много книг, рукописей прошло через мои руки. Целые куски, и сочные куски, были изъяты из рукописи…»
По воспоминаниям Виктора Петелина, Елена Сергеевна, супруга писателя, за пять дней до смерти Булгакова дала ему обещание, что сделает все, чтобы опубликовать роман полностью: «Но как я ни боролась, пришлось пойти на уступки. Причем мне совершенно непонятны требования редакции, ее мотивы. Все равно же остался замысел, идея, только испортили стиль, изранили тело, но ведь дух-то остался».
Да, ощущается дух, взыскующий света. Дух, благодаря которому внимательный взгляд останавливается на образах Дома, покоя, тишины, огня... Но воплощение этого духа в конкретные зримые образы нам не помешает...
Источник:
Михаил Булгаков : Собрание сочинений. Том 10-й. Письма. М. : «Голос», 2000, 640 с. С. 34-35.