Оригинал взят у
tamarafavor в
Тема покаяния в фильме "Солярис", режиссера Андрея Тарковского На днях я вновь посмотрела фильм режиссера Андрея Тарковского «Солярис» (1972). (Экранизация фантастического романа польского автора, Станислава Лема.) После длительного времени - прошло примерно сорок лет с его просмотра в молодости. Не помню первых своих впечатлений, но сейчас вижу много общего с собой в том, как Крис Кельвин, главный герой, ученый психолог (его играет Донатас Банионис), проживает кризисные годы своей жизни. Меня зацепило недавно услышанное высказывание об этом фильме. Что он - о покаянии! И что тема покаяния в нем поставлена самым серьезнейшим образом. А говорил об этом очень уважаемый мной человек, к мнению которого стоило прислушаться. В чем же тут дело?
Действительно, фильм описывает состояние человека, честно признавшегося самому себе, что он ничего не понимает в этом мире. Но не растерян, не сдался, а ищет смысл происходящего с ним и с теми, кто его окружает. А еще мучается оттого, что разорвана его внутренняя связь с отцом - недолюбил…
Каждый из нас, идя к покаянию, может назвать те ключевые моменты своей жизни, которые подталкивали к тому, чтобы измениться. Они вспоминаются нам вновь и вновь, взывая к совести и стыду. Словно хотят нашего признания: да, виноват (-а), прости меня.
В фильме «Солярис» таким ключевым моментом стала встреча с внеземным разумом (разумным океаном планеты Солярис), способным материализовать образ, возникающий во время сна. Прибыв на космическую станцию, Крис наяву встречается с давно умершей, но живой и невредимой женой. Он мог мучиться вопросом: кто она? человек или что-то механическое - его копия? А он мучается от другого - своей вины перед ней и потому не хочет повторения этой вины с новой Хари.
Так в центр фильма ставится не проблема интеллектуального познания тайн космоса, а проблема любви. В терзаниях Криса видна судьба блудного сына, который ушел от отца и стал прожигать свою жизнь, согласно своему пониманию свободы, что в библейском смысле означает - «живя распутно» (Лк 15:13). И вот, «настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк 15:14). В чем же он испытывает нужду? В осмыслении жизни как любви. В жажде того, чтобы как-то объяснить самому себе, чтобы сердце не болело: что происходит с тем, кого люблю, но кто умер? Что будет с нами, когда придет и наш черед? Встретимся ли мы там? И новый вопрос: а где, там? Что делать с этой саднящей болью, которую мы скромно называем памятью об умершем? И в чем тогда смысл жизни?
В фильме показаны приступы отчаяния, страха, депрессии, приходящие к нам, когда мы безоружны перед тайной вообще и тайной смерти, в частности. Мы безоружны, в отличие от прекрасной природы, которой ничего не страшно. Не случайно в этом фильме так много картин природы: леса, реки, облаков, травы, освежающего дождя. Крис начинает понимать, что происходящее на Солярисе дано для того, чтобы ощутить людей как «повод для любви». Ведь все живущие на Земле нуждаются в ней…
Что же делать? Герои размышляют. Зачем задаваться смыслом жизни, если ты счастлив? Не искать ли его только тогда, когда счастье потеряно? Но что такое счастье? И мне вспомнились строчки из стих. Юрия Кузнецова «Атомная сказка» про то, как можно заблуждаться на этот счет. Ученый, так похожий на сказочного героя Иванушку, исследует строение лягушки: «И улыбка познанья играет на счастливом лице дурака». Вот в чем вся штука! Крис больше не хочет быть дураком и идти путем смерти. Он выбирает путь жизни!
В финале герой возвращается на Землю. Он в нескольких шагах от дома отца. Вот, отец увидел сына. Крыльцо. Крис становится на колени перед земным отцом, предваряя свою встречу с Отцом Небесным. Все как в картине Рембрандта, по притче о блудном сыне. «Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк 15:21). Наверно, помните, реакцию отца? (Лк 15:22-24.)
Этот фильм см. по ссылке:
http://happy-school.ru/publ/filmy/soljaris_1972_g_sssr_smotret_onlajn/125-1-0-4805