Мистика для всех?

Apr 26, 2013 09:56



Почему для всех? Расскажу такой случай.
Мы в своей церковной общине хоронили отца нашей пожилой сестры. Ему было за 90. Дожидаясь отпевания, мы наблюдали, как в храм принесли еще одного покойного, очень молодого человека, убитого в каких-то разборках.
Рядом стояли два гроба, но насколько различны были лица покойных. Лицо нашего батюшки было светлым, умиротворенным, даже радостным. Дочь покойного рассказала, что ее отец всю жизнь проработал в торговле, но остался честным человеком, не нажил никакого богатства. В храме к нам подходили люди, спрашивали возраст и имя покойного. На лицах людей отражалось не только почтение к пожилому человеку, но даже что-то похожее на благоговение.
Лицо молодого человека было напротив, тревожным, выражало тревогу и страдание. От него исходила какая-то темнота… Лица «провожавших» были тоже напряжены, наполнены какой-то безысходной злобой.
С тех пор прошло почти 20 лет, но светлые лица людей, которые ушли из жизни, «насыщенные днями» (среди них была и моя бабушка Прасковья) сохранились у меня перед глазами. И недавно мне удалось прикоснуться к источнику, раскрывающему смысл этого явления. Я говорю о книгах Хуана де ла Крус, которого у нас называют на русский манер святым Иоанном Креста.
Св. Иоанн Креста писал, что душа человека, мистика, ищущего Бога, сначала проходит стадии Ночь Чувства и Ночь Духа.
Д.С. Мережковский, пересказывая св. Иоанна, писал так: «внешние чувства первой Ночи остаются такими, как были, но их внутреннее действие на душу человека убывает: бледнеют цвета, мутнеют образы, глохнут звуки, слабеют запахи, осязание тупеет, как в параличе». По выражению св. Иоанна, это «Ночь сухости».
За ней следует Ночь Духа, это испытание куда более страшное. Наступает ослабление разума. И, самое главное - потеря веры. «В страшной пустоте Ночи Духа человек задыхается, как в безвоздушном пространстве или висит, как повешенный, лишенный точки опоры».
Но из преисподнего опыта рождается то, что св. Иоанн называет преисподним блаженством. Рождается заря Невечернего Дня или Светлого Дня. «Слепорожденный, прозрев, испытал бы такое удивление и такую радость, каких никто из людей не испытывал». Такую радость испытал св. Иоанн Креста, встречая свет Светлого Дня. Так все, что человеком потеряно в Ночи Духа, в уничтожении, возвращается ему в Светлый День Воскресения.
Вот, наконец, ключевая фраза Мережковского, ради которой мы следили за путем мистика:
«Через Темную Ночь проходят все люди, святые и грешные, одинаково. Но только святые через нее проходят вольно, в жизни, а остальные - невольно - в смерти. Но и они в последнюю минуту жизни выходят из Темной Ночи смерти в Светлый День воскресения. Вот почему лица многих умерших так непонятно, так страшно и чудно светлеют от упавшего на них первого луча нездешнего света».

смерть, мистика, жизнь

Previous post Next post
Up