Ставрогин

Apr 15, 2013 15:58



Академик Д.С. Лихачев когда-то, отвечая на вопрос: "Зачем нужна интеллигенция"? Ответил очень просто: в периоды смены формаций, безвременья, интеллигенция должна ответить на два вопроса: "где мы находимся"? и "куда идти"? Вряд ли в современном российском обществе можно найти хоть что-то, похожее на единое мнение по этим жгучим вопросам. Мало того, что общество расколото, и в отдельных осколках проходят процессы бурления, булькания, поднимания мути...
Но российское общество, наверное, мало отличается от других обществ других стран, например, французского. Для чего нужно так упрямо проталкивать закон о гомосексуальных браках, если общество уже встает на дыбы? Общественное мнение против, просит референдума, так нет. Закон продавливается. Зачем?
А может быть, смысл нашего движения вообще уже потерян современным обществом? Потерян потому, что нет сил различать доброе и худое начала? Например, идеалом современного западного общества считается демократия, т.е. власть большинства, но ведь никто не спрашивает, куда это большинство поведет страну. В демократии вообще нет механизма, учитывающего смысл, направление развития.
Далее. Идеалом считаются права личности. Мало того, что личность путают с индивидуальностью, но и не задается вопрос: во имя чего? Вот и получается казус: правомочность борьбы за права педофилов (не спим ли мы, читатель?).

Два великих русских человека - Достоевский и Бердяев, можно видеть, предсказывали такую ситуацию. Достоевским был мастерски написан образ Ставрогина, а Бердяев в своей статье дал духовное толкование этого литературного (только ли?) образа.
Вот что пишет Бердяев о Ставрогине: "Это - мировая трагедия истощения от безмерности, трагедия омертвления и гибели человеческой индивидуальности от дерзновения на безмерные, бесконечные стремления, не знавшие границы, выбора и оформления".
А вот сам Ставрогин пишет о себе в письме Даше: "Я попробовал везде мою силу... На пробах для себя и для показу, как и прежде всю мою жизнь, она казалась беспредельною... Но к чему приложить эту силу - вот чего никогда не видел, не вижу и теперь... Я все также, как и всегда прежде, могу пожелать сделать доброе дело и ощущаю от этого удовольствие; рядом желаю и злого и тоже чувствую удовольствие... Я пробовал большой разврат и истощил в нем силы; но я не люблю и не хотел разврата... Я никогда не могу потерять рассудок и никогда не могу поверить идее в той степени, как Кириллов". На всякий случай напомним читателю, что Кириллов замыслил самоубийство, причем так, из принципа - что он тот человек, которому все возможно.
Продолжаем читать Бердяева. "Из духа Ставрогина вышел и Шатов, и П. Верховенский, и Кириллов, и все действующие лица "Бесов". В духе Ставрогина зародились и из него эманировали не только носители идей, но и все эти Лебядкины, Лутугины, все низшие иерархии "Бесов", элементарные духи. Из эротизма ставрогинского духа родились и все женщины "Бесов"....Он не мог и не хотел сделать выбор между Христом и антихристом, Богочеловеком и человекобогом... У И даже когда испытывает Ставрогин свою силу через самообуздание, через своеобразную аскезу (он вынес пощечину Шатова, хотел объявить о своем браке с Хромоножкой и др.), он исходит, истощается в безмерности этого испытания. Его аскеза не есть оформление, не есть кристаллизация личности, в ней есть сладострастие".

Статья Бердяева оканчивается неожиданно оптимистично. Бердяев не согласен с гибелью  главного героя романа Достоевского, он хотел бы нового рождения Николая Ставрогина - красавца, сильного, обаятельного, гениального творца...
Теперь, дорогой читатель, давайте снова взглянем на современное общество, российское (и не только), на элиту обществ и на элиту элит, интеллигенцию, и попробуем ответить себе на вопрос: видим ли мы хотя бы условия, среду для нового рождения нового Николая Ставрогина?
Если да, то я счастлив.

Достоевский, Ставрогин, Бердяев

Previous post Next post
Up