Оригинал взят у
alex_kopein в
Заостровье. История жизни прихожанки храма Сретенья Господня. Одной из чудесных прихожанок Заостровского храма была Марфа Михайловна НЕЧАЕВА
(5 апреля 1915 г. - 10 апреля 2003 г.).
На первый взгляд простая колхозница - малограмотная и грубоватая, немного суетливая. Все её звали Шуней. Но стоило Марфе Михайловне подняться на клирос и запеть, как храм наполнялся божественным звучанием. Голос у неё был роскошным, красивым и юным. Особенно ей удавались пасхальные песнопения. Когда она пела "Плотию уснув...", то мурашки бежали по коже и все мы понимали, какая цена заплачена за нашу возможность повернуться друг к другу и сказать: "Христос Воскрес!"
Очевидно было и другое - так могла славить Бога только заостровская женщина, для которой здесь всё было родным - заливные луга, огороды, картошка, пироги и, конечно же, храм, который построили её предки. Судьба Марфы вобрала в себя все катастрофы XX века: Первую войну и интервенцию, насильственную коллективизацию и голод, репрессии и Вторую войну, повальное пьянство односельчан, разруху 1990-х годов. Пела она из глубины пережитого, но при этом голос её был глубоким, светлым и мягким.
Когда-то святитель Феофан Затворник призывал учиться смирению у земли. "Ведь землю, - говорил он, - топчут ногами, режут плугом, бросают в неё отбросы, а она одаряет нас хлебом". Вот таким и был голос Марфы Михайловны. Её голос преодолел все потрясения прошлого века и донёс до нового поколения прихожан радостную весть о том, что Христос воистину воскрес.
Марфа Михайловна не была рассказчицей. Наша память сохранила лишь несколько эпизодов из её жизни.
Отец её, кажется, погиб в Первую мировую войну. Глубоко верующей была её мама.
Когда Заостровский приход был обновленческим (1933 - 1944 гг.), то сама Марфа Михайловна в храм не ходила. Вот её слова: "Обновленцы, когда были, то я в церковь не ходила". Правда, при этом не осуждала тех, кто ходил: "Осуждаем тех, кто ходил к обновленцам, а если б не ходили, церковь бы закрыли".
После войны "меня бригадиром сунули. Приходилось вертеться между церковью и колхозной властью".
Однажды Марфа Михайловна выделила колхозного коня, чтобы привезти церкви дрова. Колхоз назывался "Имени 17-го партсъезда". Вот везут украдкой дрова, а на встречу скачет злой начальник. То ли председатель - то ли парторг. Теперь его имени уже никто не знает, а тогда он был грозой Заостровья. Объезжал на коне все окрестности, если находил виновного, то бил его плёткой со всей силы.
Вот везут в церковь дрова, а на встречу скачет злодей с плёткой. Догадывается, что дрова везут в церковь. Налетел на бедных женщин и кричит: "Чей конь?" А Марфа ему и отвечает: "Семнадцатого
партсъезда!" Осёкся злодей, помолчал, спал его гнев, подумал, да и поскакал дальше. А дрова благополучно добрались до храма.
Благодаря Марфе Михайловне сохранилось имя одной героической женщины - Александры Князевой. Это уже было в хрущёвские времена. Власть решила переделать Заостровский храм в электрическую подстанцию. Собрались люди и "Александра Князева сказала: не мы ее строили, не мы отдавать будем. А мы тут все в голос заорали: не отдадим церковь!.."
21 мая 1993 года после литургии Марфа Михайловна обратилась к прихожанам Заостровского храма с призывом принять молодого настоятеля - священника Иоанна Привалова. "Хорошего нам батюшку дали. Примите его. Я за ним уже за одиннадцатым хожу". Отец Иоанн Привалов был одиннадцатым настоятелем на её памяти.
В праздник Сретения 1999-го года Марфа Михайловна обратилась к новому поколению прихожан, пришедшему в Заостровский храм через оглашение. Большинство новых прихожан были из Северодвинска и Архангельска, вот Марфа им и говорила: "Ходите, ходите в наш храм! Наши-то не ходят, так вы ходите!"
К сожалению, в 1990-е годы не было возможности сделать качественную запись пения Марфы Михайловны. Это теперь любой мобильный телефон может сделать видеосъёмку, а тогда такой техники не было.
Единственная запись была сделана в 2001-м году, когда Марфа Михайловна уже сильно постарела и много болела.
На этой записи Марфа Михайловна поздравляет своего настоятеля с 30-летием и поёт на русском языке псалом "Как хорошо и приятно жить братьям вместе!" Правда, голоса уже нет, мысли и слова путаются, неизменным остался лишь юмор.