Дело техники: снова о смертной казни

Feb 13, 2013 11:51


Что такое техника? То есть техника в широком смысле этого слова, не только технические устройства, а способы решения жизненных проблем, в том числе щекотливых задач. Поясним на примере.

Нужно приготовить мясное блюдо. А для этого необходимо забить животное. Кто из нас согласится это делать своими руками? А это и не нужно. Есть люди, которые занимаются только этим. Поскольку мы сами никого не забиваем, мы как бы совершенно непричастны к тому, что у живого существа забрали жизнь. Мы просто купили мясо в магазине.

Другой пример. Нужно забрать уже человеческую жизнь (казнить преступника по приговору суда). Для этого тоже есть своя техника.

Техника начинается с названий, терминологий. Слово «казнь» происходит от славянского слова «кати», наказывать. Оно имеет общее происхождение с церковным словом «каяться». Отсюда и славянское «кат», палач. Но обратим внимание на разницу смыслов. Каяться означает повернуться, изменить жизнь, поменять мысли и желания. Слово «наказ» означает: предписание, распоряжение. До сих пор избиратели в некоторых  поселках или малых городах составляют наказы для будущих депутатов.

Существовало до революции понятие «торговая казнь». Она представляла собой публичную порку на торговой площади. Здесь есть и физическое воздействие, и моральное. Есть надежда, что человек после казни (наказания) исправит свою жизнь. Слово «наказ», «наказание», как и «покаяние», подразумевает исправление к лучшему. А какое может быть исправление, если у человека отнимают жизнь? Но мы продолжаем обманывать себя, и даже слово «казнь» избегаем применять, заменяя его на более нейтральные, технические термины: «высшая мера наказания», «высшая мера социальной защиты», «исключительная мера наказания».

В России не выносят смертных приговоров с 16 мая 1996 года, хотя их принципиальная возможность законом все же предусмотрена. Статья 20 Конституции говорит о том, смертная казнь «может устанавливаться федеральным законом» «впредь до ее отмены». В настоящее время вынесение смертных приговоров заблокировано решением Конституционного суда. Но, как ни называй смертную казнь «исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления», она либо есть, либо ее нет. Если она еще есть, мы еще живем в «той» стране, где государство считает себя вправе распоряжаться жизнью человека.

Ну что же, рассмотрим технологию законного лишения жизни, но в минимальном аспекте. Это рассмотрение трудно и для читающего, и для пишущего. Собирание материала для написания не доставляет автору даже того минимального удовольствия, которое обычно дает познавание нового. Наоборот, появляется чувство тошноты.

Многие люди уверены, что казнить человека - дешевле, чем пожизненно содержать его в камере, кормить и обеспечивать прочие функции жизнедеятельности. Это неправда. Казнить людей - дорогая технология.

Начнем с людей, которые приводят приговор в исполнение. Конечно, это должны быть люди, состоящие на службе, а не просто наемные работники. Они должны получать хорошее денежное содержание (чуть было не написал - зарплату), командировочные, пенсию, спецодежду. Кстати, спецодежда, униформа - необходимый элемент любой техники. Она как бы отделяет обычных людей от людей, которым поручена определенная функция. В процедуре казни могут участвовать только лица, присутствие которых предусмотрено законом. В России это прокурор, представитель тюрьмы, где проводится казнь, и врач. Посторонний человек, пытающийся привести приговор в исполнение (нарушающий технологию), считается убийцей и может быть осужден по закону.

Сотрудников, выполняющих функцию «приведения приговоров в исполнение», конечно, не называют палачами, для них имеется более нейтральная должность в штатном расписании. И никаких других функций они выполнять не могут, таковы законы техники. Кроме этого нужны специальные помещения, средства перевозки трупов. Конечно, вся эта технология охраняется определенным режимом секретности. Это необходимая мера защиты для самих «служителей техники».

Продолжим рассмотрение технических терминов. Существует деление смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. При неквалифицированной способ умерщвления человека один и тот же, не зависит от тяжести преступления. В современной России, стало быть, была казнь неквалифицированная, только расстрел.

В случае «квалифицированной» казни жизнь человека прекращается тем способом, который соответствует тяжести преступления. Почему называется «квалифицированной»? Скорее всего, смысл опять же в самой технике. Для «квалифицированной» смерти требуются квалифицированные кадры, специальная техника.

Одно дело - выстрелить в затылок с расстояния 20 см, другое - правильно ввести в вену осужденного смертоносную иглу, по которой пойдет сначала обезболивающее, а затем яд. При этом участие медиков в этой операции категорически запрещено. Очевидно, плохо подготовленный специалист может с первого раза не попасть в вену, доставляя дополнительные мучения.

Не будем утруждать читателя описанием различных смертельных технологий. Это, повторяем, тяжелое занятие. Остается последний вопрос в этой теме. Исполнители казни - чувствуют они себя простыми сотрудниками министерства, исполняющими служебные обязанности или как-то сопереживают казнимым? Или наоборот, испытывают удовлетворение?

Ответ напрашивается сам собой. Спокойно участвовать в этом, несмотря на все технические ухищрения, невозможно. Как рассказывают участники боевых действий, когда первый раз приходится стрелять в живого человека, испытываешь сильнейший и непреодолимый приступ рвоты. Получается, стреляя в другого,  одновременно стреляешь в себя, в себе убиваешь что-то. А если это - профессия?

В России есть, к прискорбию, статистика, связанная с массовыми казнями. В 1937 и 1938 годы на один день приходилось около тысячи расстрелов. 60% расстрелов проводились в Москве, команда палачей насчитывала 15 человек. Наверное, не много, но где найти людей, обладающих столь устойчивой психикой? Из 15 человек расстрельной команды до пенсии дожил всего лишь один. Остальные погибли, в основном, от алкоголя, которым они ежедневно глушили себя после службы. Кроме того, приходилось отмываться одеколоном, чтобы отбить запах крови и пороха. Несмотря на это, от палачей, возвращающихся «с работы» разбегались собаки и лаяли только издалека.

Еще одна проблема не дает покоя. Зачем и кому нужны предсмертные мучения, которые испытывает казнимый при «квалифицированной» смертной казни? Для удовлетворения потерпевших или их родственников? Для устрашения потенциальных преступников? Невозможно сказать наверняка, хотя бы потому, что в самой смертной казни есть что-то иррациональное, бессмысленное.

Техника…..

техника, смертная казнь, технология

Previous post Next post
Up