Ветхий Завет к Рождеству. Проповедь

Jan 08, 2019 12:37

Сначала вспомним отрывок из 32 гл. Бытие

И, отправив дары вперед, Иаков остался в стане на ночлег.
Но той же ночью Иаков встал, поднял обеих своих жен, обеих наложниц, одиннадцать сыновей и вброд перешел реку Яббо́к.
Он перевел их всех на другой берег, переправил все, что у него было,
и остался один. И вот, Некто вступил с ним в схватку - и боролся с ним до самой зари.
Увидев, что не может одолеть Иакова, Он ударил его по бедру - так, что кость вышла из сустава, -
и сказал Иакову: «Отпусти Меня. Уже заря». - «Не отпущу, пока не благословишь меня», - ответил Иаков.
«Как твое имя?» - спросил Тот. Он ответил: «Иаков».
И тогда Тот сказал: «Отныне ты будешь зваться не Иаков, а Изра́иль, ведь ты боролся с Богом и с людьми - и выходил победителем». -
«Назови мне свое имя!» - попросил Иаков. Но Тот сказал: «Зачем тебе знать Мое имя?» И благословил Иакова.
Место, где это было, Иаков назвал Пени-Эл, что означало: «Здесь я видел Бога лицом к лицу и остался жив».
Взошло солнце. Иаков покинул Пенуэл. Он хромал.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане!
Наверное, в жизни каждого человека случается эпизод борьбы, от которой зависит вся будущая жизнь. Как мы говорим, экзистенциальная ситуация, когда в борьбу, в спор включается все наше существо. Мы понимаем, для того, чтобы победить в этой борьбе, нужно принести жертву. Отказаться от чего-то в прежней жизни, изменить планы на жизнь, понести какие-то имущественные потери.

Как мы видим, именно в такой ситуации оказался библейский патриарх Иаков. Когда мы читаем текст 32 главы, у нас создается впечатление, что единственное, что беспокоит Иакова, это опасность для жизни, месть брата за отнятое обманом благословение.

В этом можно усомниться при дальнейшем размышлении. Если бы Иаков так боялся мести брата, не нужно было форсировать возвращение на родину. Ради жизни человек готов терпеть любые неудобства. Видимо, что-то беспокоило его больше, чем страх смерти…

Это «что-то» важнее всего добра, которое он нажил, важнее близких людей, потому что он все это переправляет через реку и остается один. Это «что-то» Автор показывает читателю в начале 32 главы:
1Иаков продолжил свой путь, и его встретили ангелы Божьи.
2Завидев их, Иаков сказал: «Это стан Божий». И назвал это место Махана́им.

То, что пережил Иаков, можно назвать Откровением, Богоявлением - целый стан ангелов! И этот стан расположен на земле, рядом со станом человеческим. Слово «маханаим» означает «два стана», двойственное число.
Вероятно, вот этот благоговейный страх владел Иаковом, и именно о таком страхе он имел представление от своего отца Исаака, ибо он клялся «страхом Исаака».

Можно считать, что откровение, которое он получил, это откровение о Богочеловечестве. О том, что Божье жилище здесь на земле может быть рядом с жилищем человеческим. И он сам, Иаков, имеет к этому призвание, ведь с Божьим станом встретился стан Иакова.

И вот, получив такое мистическое откровение, Иаков вступает в борьбу. Кто этот таинственный Некто, с кем боролся Иаков всю ночь после того, как остался один? Здесь можно ответить вопросом на вопрос: а кто мешает человеку в преображении, в обожении? Только сам человек. Поэтому таинственный Некто, Ха-Иш, некий муж, есть сам Иаков, точнее - его человеческая природа. С ней вступил в состязание человеческий дух. Эта природа потерпела поражение, небольшое увечье, но лик Иакова приобретает божественные черты «Здесь я видел Бога лицом к лицу и остался жив». И далее он говорит Исаву «ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие». А они были близнецы, значит, и лицо Иакова тоже светилось божественным светом. Человек стал участником божественной жизни.
Это изменение мы видим в уникальном для библейской истории удвоении имени. Иаков получает новое имя Израиль (Воин Божий). Но и старое имя, плотское, человеческое остается с ним и всегда имена звучат вместе.

Итак, что мы видим?
Чтобы вступить в сферу Богочеловечества, от человека требуется не только благоговейное отношение, но и личное усилие, борьба.
Мы с вами не были участниками священной истории, Боговоплощение произошло без нашего участия. Богочеловека Христа мы получили даром. Но, чтобы удержать богочеловеческое состояние, нужно постоянное усилие человеческого духа. И это усилие необходимо приложить нам, к чему всех и призываю. Аминь.

Богоявление, проповедь, Ветхий Завет

Previous post Next post
Up