Feb 23, 2017 16:52
Сегодняшний праздник не отменяет необходимость подготовки к Великому посту. Интересно, что не только церковные люди, но и невоцерковленные верующие (а таких в нашей стране множество) проявляют интерес к посту и соблюдают пищевые требования.
Предлагаю начать с притчи о десяти девах. Она позволит понять, чем страшен Суд.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. (От Матфея 25:1-12)
Вот что страшно! Девы считали, что они свои Господу, а им говорят, что не знают их. Представьте себе: зимняя ночь, вы приходите домой, стучите в дверь, а родственники не отворяют и даже заявляют, что не знают вас. И вам некуда больше идти! Можно замерзнуть насмерть. Если Господь отвергает нас, мы не получим дар вечной жизни.
А девы - кто? Попытаемся прояснить значение этого слова.
Святой апостол Павел говорит: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу»(1Кор.7:33-34). Здесь речь идет о людях, главная забота которых - служение Богу. Это − свои Богу, кто решил служить Ему. Недаром в этой притче речь идет не о Господине и его слугах, а о Женихе. Кто может быть ближе, чем жених, с кем предстоит вступить в брак?
Осуждаются те девы, у которых не достает масла, необходимого для заправки светильников. Нет масла - нет и света. Господу нужны служители, которые сами могут быть источниками света. А что есть этот свет, если не любовь? «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна»(1Ин.2:10).
По словам святого апостола Павла, любовь есть совершенный дар, превосходящий даже веру: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто»(1Кор.13:2).
Любовь есть дар Духа Святого: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Значит, обретение дара любви невозможно без Бога, без Церкви.
Цель христианской церковной жизни, по словам преподобного Серафима Саровского, заключается в «стяжании Духа Святого Божьяго. Пост же и бдение, и молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго». Дар Духа Святого, любовь, будет тем маслом, которым мы наполним свои светильники.
Сребролюбие, стяжание благ мира сего, влечет за собой помрачение, более губительное для Божьих служителей, чем для людей мира сего. Это топливо для «огня чуждого»(Лев.10:1), вводящего во мрак богоборчества. Святитель Иоанн Златоуст намекает на то, что неразумным девам могло быть присуще сребролюбие, поскольку они имели средства, чтобы купить масло, но не сделали этого: «Нет ничего мрачнее девства, которое лишено милосердия, почему немилосердых многие обыкновенно и называют помраченными».
Теперь посмотрим, что требуется от «обычных» людей, которые не служат Богу каждый день, а делают добрые дела время от времени.
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (От Матфея 25:31-43)
Итак, требования к «простому человеку» минимальны. Чтобы оправдаться на Суде, нужно: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного и находящегося в темнице. Но не все так просто. Бедных и больных много. Немало и тех, кто в местах заключения. Кого нужно кормить и посетить в первую очередь?
Господь называет нуждающихся людей «братьями Моими меньшими». Братья это дети одного отца. Братья Христа это те, кто считает себя сынами Отца Небесного, и так живут. Например, поставили целью жизни нести людям слово Божье. Это те, кого мы ранее назвали девами…
А как же огонь вечный, геенна огненная?
Преподобный Симеон Новый Богослов по поводу огня пишет: «Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело бывают освещаемы им, пребывают вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы будет во всём, но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его..., но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки».
Господь в проповеди употребляет фигуру речи, которая была хорошо известна жителям Иудеи и не могла оставить их равнодушными: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную»(Мк. 9:47).
Геенна - это определенное место?
Это образ, который, вместе с тем, берет свое происхождение от определенного места. Долина Еннона - так переводится название этого места близ Иерусалима. С этой долиной в народе Божьем связаны неприятные воспоминания.
В период истории народа, когда произошло массовое уклонение от Бога, долина Еннона была местом совершения языческих жертвоприношений. Позднее, после Вавилонского пленения, которое вернуло народ на пути Бога, языческие жертвенники были разрушены, эта долина стала городской свалкой, куда свозились мусор, нечистоты. Свалка постоянно горела и была источником смрада... Долина Еннона стала символом крайнего позора и нечистоты. Быть вверженым в геенну огненную означает - попасть на свалку, и за тобой никто не придет, все погнушаются. Какие-то люди и сейчас, мы знаем, влачат жизнь на свалке, но можно ли назвать это жизнью?
Страшный Суд,
Великий Пост