Два образа мессианства

Oct 05, 2016 19:17

Этот текст не о конспирологии. Здесь ничего нет про деньги или природные ресурсы. Это попытка определить внутренние источники духовного движения народов, относящихся к христианской цивилизации.
Под мессианством понимается духовная избыточность. То, чем народ может поделиться, отдать даром. У каждого народа есть дары и задание. Например, еврейский народ получил Книгу (Библия). В чем задание? Очевидно, хранить от повреждения и донести до сведения других народов. Тогда дары - это особое отношение к слову Закона, которое включает в себя и исполнение Закона. Заслуги еврейского народа в этом аспекте очевидны.
Восток и Запад христианства довольно рано обнаружили определенные различия, которые касались не только обряда, но и догматических предпочтений.
До принятия христианства народы Евразии имели различный духовный опыт. Мы привыкли называть этот опыт общим словом «язычество». Имеет смысл в общих чертах рассмотреть некоторые особенности дохристианского опыта.
Народы России имеют в анамнезе опыт пантеизма (ведизм). Наверное, этим объясняется российский интерес к духовным учениям Востока (индуизм, кришнаитство). В наше время  наши сограждане, начиная с юмориста М. Задорного «на голубом глазу» (как бесспорное) высказывают мнение, что они дети бога (Бога?)
У народов Европы немного другой опыт. По учению стоиков материальный мир динамичен, и эту динамичность привносит Огонь, который нисходит свыше. Время от времени этот Огонь сжигает материю и динамический цикл возобновляется. Принцип динамизма характерен и для философии Аристотеля (идея Вечного двигателя). Весьма вероятно, что эти идеи отпечатались в духовном облике европейцев.
В начале нашей эры настало время народам Ойкумены принимать христианство. Первоначальное христианство было разнообразным. Да и сейчас нет скучного однообразия.
К настоящему моменту догматические формулировки «отстоялись», приобрели устойчивые формы. Можно анализировать.
Христианский догмат о Церкви в изводе о. Сергия Булгакова звучит так: «Церковь есть Тело Христово, живущее Духом Святым». Разумеется, все христиане его принимают. Но есть и «подводные» течения, возникающие стихийно и выявляющиеся только в ситуациях обострения духовных проблем. Каковы же различия, которые стихийным образом рождаются в умах и сердцах христиан различных конфессий?
В Католической церкви Символ Веры официально имеет добавление «filioque», которое означает, что Дух Святой исходит и от Сына. В соответствии с этим сложилось устойчивое мнение, что Дух Святой исходит от Единой сущности Отца и Сына. При этом нарушается догматическое равновесие в постижении ипостасей Св. Троицы, которое не может, в свою очередь, не сказаться на практической деятельности. Третья ипостась, Святой Дух в сознании верующих неизбежно приближается к тварной сфере, к материи и к человеку. Сфера материального бытия становится «пневматичной». Духовная почва западных христиан, подготовленная динамизмом стоиков и Аристотеля, легко приняла этот новый источник динамизма. Папа Иоанн Павел в одной из энциклик написал, что в творении присутствует Дух Святой. Характерное утверждение, хотя и не бесспорное…
Догматические воззрения западных христиан (вместе с искажениями) определяют их духовный облик (конечно, не тотально). Западные христиане - не созерцатели, это люди дела, стремящиеся к активному переустройству окружающего мира. Не только сказать, но сделать! В аспекте церковной миссии они стремятся прийти в самые отдаленные уголки мира, принести туда весть о Христе, мир и правду.
Духовным трансцендентным идеалом западного христианина является двоица Отца и Сына. Это означает стремление человека к Слову Божьему, Просвещению и вообще смыслу вещей. В Западной Европе зародилась поэтому современная наука, и здесь она интенсивнее всего развивается. Это относится также к философии в ее светском облике.
В Католической церкви в центре находится Христос, воплощенное Слово Бога, Богочеловек. Здесь большое значение (большее, чем в Православии) уделяют изучению Писания, его чтению за богослужениями, его переводам. И в церкви, и в обществе Западного мира сильнее выражено уважительное отношение к человеку, его правам и достоинству. В Западном обществе легче бороться за права человека, вас сразу все поймут.
Вместе с тем, высокий пиетет человека в западном обществе относится, прежде всего, не к духовной сущности человека, не к личности, а скорее к индивидуальности.




На Востоке тоже не обошлось без догматических предпочтений. Наверное, пантеистическое прошлое восточных христиан привело к тому, что они очень большое внимание уделяли формированию определенной онтологии тварного мира. Эта онтология имеет корни, по-видимому, в платоновском «мире идей». На Востоке эта онтология выразилась в святоотеческой идеи «логосности» тварного мира. Эта идея вызывает живой интерес до нынешнего времени. О признании тварного мира живым, полном тварных духов, мечтал Н. Бердяев.
Можно предположить, что эти предпочтения привели к догматическим перекосам.
Второе Лицо Троицы, Логос стихийным образом оказался в подсознании христиан имманентным тварному миру. Трансцендентным идеалом Православной церкви, вместе с Богом Отцом, мы видим Святой Дух. Все православные христиане хорошо знают завет св. Серафима Саровского о стяжании Духа Святого, как о цели христианской жизни.
В Православной церкви Предание и предания имеют большую авторитетность, иногда в ущерб авторитету Писания.
Если приведенные здесь построения адекватны действительности, то народы, населяющие Россию, можно считать «логосными», потенциально христианскими по природе. Русский человек отзывчив, восприимчив к духовности, созерцателен. Русская философия почти вся религиозная.
Русский человек мирен, благожелателен к другим народам, населяющим Россию. Русские миссионеры «нащупали» нерв миссионерской проповеди: донести благовестие на родном языке, дать письменность, Писание и внешне выглядеть, как местный народ.
Русский народ является гарантом того, что прочие народы России не будут конфликтовать друг с другом. Наверное, русский народ имеет дарование свыше на созидание мирового сообщества, в котором каждый человек будет видеть в соседе своего брата.
Могут возразить: русский народ не может консолидировать сам себя, в обществе нет единства. Некоторые политологи говорят, что и общества-то нет, хотя есть население. Ответим так. Ни один народ не может явить свое мессианство, пока не восстановит свою связь с Богом. Русский народ прошел через атеизм, богоборчество. Народ Западной Европы немногим лучше. Вместо дарованной ему миссии Просвещения погряз в экспансии, ограблении других народов.
Христиане Запада и Востока необходимы друг другу. Консолидация позволит исцелить догматические перекосы в сознании, обогатить друг друга, восполнить недостатки друг друга. И реализовать свои мессианские дарования.

догматы, Европа, мессианство, христианство, Россия

Previous post Next post
Up