Оставь надежду…

Sep 20, 2016 17:13



«Оставь надежду, всяк входящий». Если верить Данте, то такая надпись имеется на вратах ада.  Можно вывести определение ада: это место и/или состояние, где (когда) нет надежды. Наверное, такую надпись мог мысленно прочитать дон Жуан на каменном лице командора. В самом деле, если за тобой лично явился посланник Вечности, на кого  может быть надежда?
Вопрос, который мы разбираем, можно упростить для краткости: из ада есть обратный выход, или нет, принципиально?
Сторонники «нет» руководствуются, по-видимому, доводами дисциплинарного характера. Если обратный выход есть, уменьшается страх перед наказанием. А Писание, как известно, говорит: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,  а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуды 1:23).
Но если обратный выход принципиально не существует, возникают проблемы со стороны человека: чувства совести и чувства справедливости.
Довод справедливости приводит святитель Григорий Нисский: «… мерою страданий в каждом - количество порока. Ибо несправедливо и тому, кто долгое время пребывал во зле, которое запрещено, и тому, кто вовлечен в неважные некие погрешности, равно страдать при очищении от дурного навыка…»
Голос совести звучит в мысли Н. Бердяева («О назначении человека»): «Трудно понять и принять психологию благочестивых христиан, которые спокойно мирятся с тем, что окружающие их люди, иногда даже близкие им люди, будут в аду. Нельзя примириться с тем, что человек, с которым я пью чай, обречен на вечные адские муки. Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: Каин, где брат твой Авель? Оно кончится другим Божьим вопросом: Авель, где брат твой Каин»?
Вопрос трудный, обратимся к Писанию.
 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,  от терпения опытность, от опытности надежда,  а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».  (Рим. 5:3-5)
Итак, человек при жизни, проходя страдание, может обрести любовь и надежду. Имеем ли мы право отказать в надежде человеку, осужденному на страдание по смерти? Или человек осужденный уже лишен человеческого достоинства? Если да, то это значит, что лишив надежды, человека убили еще раз.
Возьмем пример «отпетого» грешника дона Жуана. Его прототипом считается севильский аристократ Хуан Тенорио. Дружба с кастильским королем Педро I (который, возможно, участвовал в его похождениях) сделала его безнаказанным развратником и дуэлянтом, наводившим ужас на Севилью. Фигура Каменного гостя закономерно появляется в легенде о доне Жуане, как идея неотвратимости возмездия свыше, когда земные власти бездействуют.
Посмотрим, как трансформировалась эта легенда в трагедии Пушкина. Донна Анна у Пушкина не дочь командора, а жена. Это дает автору возможность включить в повествование тему не простой похоти, а любви и убийства из ревности.
Да, любви. Дон Гуан (так у Пушкина)  любит донну Анну. Последние слова Гуана, погибающего в мучениях: «Я гибну! Донна Анна»!
Если есть любовь, то есть и надежда. Даже для дона Жуана.

мука вечная, надежда, св. Григорий Нисский, Бердяев

Previous post Next post
Up