Иногда (особенно в пасхальные дни) христиан спрашивают: а как изменило Воскресение Христа человеческое бытие? Люди как умирали раньше, так и продолжают умирать. Всеобщее воскресение? Ну, это когда еще будет. А смерть и ныне продолжает собирать свою неумолимую дань. Изменилось ли что-либо уже сейчас?
Для начала предлагаю посмотреть икону Воскресение Христово. Все её, конечно, уже видели, но сейчас хочется обратить внимание на не очень заметную деталь в нижней части, в середине - остатки замков и цепей, которыми были заперты врата ада. И сами врата выглядят, как будто сняты с петель. Врата ада уже не могут держать узников. Христос подает руку Адаму и выводит его из гроба.
В иконе Воскресения зафиксировано Предание, отраженное в апокрифическом евангелии от Никодима.
Далее предлагаю прочитать книгу Откровение:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. (Откровение 20:4-5)
Слово «первое» подразумевает, что будет и второе. Очевидно, это будет уже Всеобщее Воскресение перед Судом. В чем же различие между всеобщим Воскресением и оживлением, время которого уже настало. В чем же выражается это оживление, первое воскресение?
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:6)
Вот что изменилось в человеческом бытии, насколько это открывается. Умершие, которые в жизни были верны Богу, получают сразу после смерти дар жизни, оживают. Они служат св
ященниками Бога и Христа, воздавая хвалу и благодарение (участвуют в богослужении?).
А что же с прочими умершими людьми? Ведь мы помним слова ев. от Луки, что у Бога все живы (20:38). Это значит, по-видимому, что для прочих умерших в период до Суда доступно только общение с Богом. Каким может быть это общение, людям постичь не дано.
Дальше книга Откровение говорит о Всеобщем воскресении:
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откровение 20:12).
Книга жизни это известное явление. Епископ в эту книгу заносил имена катехуменов, оглашаемых. Эта книга, заметим, для Суда равноценна прочим книгам, т.е. Священному писанию.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая (Откровение 20:13-14).
Книга Откровение говорит живо и красочно. Еще более экспрессивно уже упомянутое нами неканоничное евангелие от Никодима. А что говорит каноническое евангелие?
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавшие, оживут (От Иоанна 5:25).
Заметим, здесь сказано не «воскреснут» или «восстанут», а именно оживут. Оживут лишь те, кто услышал голос Христа. Это вполне можно отнести к первому Воскресению. В той же главе мы читаем пророчество, которое явно говорит нам о другом событии - Воскресении всеобщем:
приходит час, в который все, находящиеся в могилах, услышат голос Его;
и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие злое - в воскресение осуждения (От Иоанна 5:28-29).
В последнем случае мы можем говорить о всеобщем Воскресении, когда все люди должны выйти из могил и предстать перед Судом.
Очевидно, в первом случае нечто другое. Но в чем разница между воскресением и оживлением? Каноническое евангелие дает «информацию» скупо. Вообще Писание в этом вопросе не дает подробностей, сохраняя Тайну.
Человек - существо любопытное, ему нужны подробности. Даже если нет подробностей, то включается фантазия, рисующая картины, которые могут быть искусительны.
Но и того, что нам открыто и открывается, с лихвой превосходит наше разумное существо и наполняет нас радостью о Воскресшем Христе. Христос Воскрес!