Валентин Свенцицкий - рыцарь Свободы

Apr 14, 2016 16:35



Дар, который он получил от Создателя, мы можем смело назвать пророческим. Очень многие его мысли, идеи созвучны Бердяеву, с которым он переписывался, полемизировал.
Его мировоззрение сформировалось под влиянием Хомякова, Вл. Соловьева, Достоевского. Главной его идеей была философия свободы, и здесь он оказал влияние на Н. Бердяева. Сплав философии свободы с хомяковской идеей соборности - это то, что привело их обоих к христианскому персонализму.
Еще до 1917-го года он был связан с двумя братствами: Христианским братством борьбы за освобождение церкви из-под опеки советской власти (его он создал вместе с философом Владимиром Эрном) и с Братством ревнителей церковного обновления. Он сам сделал немало докладов в обоих братствах. А также опубликовал десятки книг, и около пятидесяти статей, множество пьес и рассказов. Все они, конечно, были посвящены религиозной тематике, проблемам свободы, личности и обновления церковной жизни.
Валентин Свенцицкий всегда стоял за правду, не боялся преследований и еще при царской власти побывал на нелегальном положении. Боролся и с большевизмом, и с обновленцами, дважды арестовывался, был сослан в Таджикистан. Валентин Свенцицкий боролся за обновление церковной жизни, но в обновленцах он сразу увидел врагов Церкви.
Возвратившись в Москву, создал общину в храме сщмч. Панкратия на Сретенке. Вообще на общину он возлагал большие надежды, считая, что крепкий общинный приход может влиять на общественную жизни. Это было смело, в 20-е-то годы! В своей окрепшей общине он проводил беседы о монашестве в миру. А в 1928 году снова арестован за неприятие Декларации митр. Сергия и сослан в Иркутскую губернию, где и умер в 30 году от болезни, не получив должной медицинской помощи.
В ссылке, не взирая на болезнь, он написал итоговый труд «Диалоги», который расходился в самиздате и пользовался большим спросом. Книга построена по методу Сократа: интеллигент, ищущий ответов на вопросы о Боге и Его Церкви, задает вопросы и получает развернутые ответы духовника. Некоторые из этих ответов до сих пор цитируются нами в диалоге о возрождении церкви.
Например, члены церкви - люди, они грешат (это о. Валентин относил и к себе). Значит ли это, что в Церкви есть грех? О. Валентин дерзновенно пишет, что грех, совершаемый членами церкви, есть не грех в Церкви, как Теле Христа, а грех перед Церковью.  Сергий Фудель, с которым о. Валентин какое-то время сидел в одной тюремной камере, почти дословно передал его мысль: «грех в церкви есть грех против Церкви». И вот, эти замечательные глубокие слова прозвучали задолго до того, как знаменитый парижский богослов о. Николай Афанасьев написал свои книги, посвященные экклезиологии.

Валентин Свенцицкий, Церковь, свобода, обновление

Previous post Next post
Up