Sep 14, 2015 20:02
Сказка о рыбаке и рыбке. На первый взгляд все ясно. Осуждение алчности, не знающей пределов. Полезно, нравоучительно. Но ничего особенного, просто сказка для детей среднего школьного возраста.
Давайте задумаемся, нет ли здесь более глубокого смысла?
Рыбка золотая, а золото - символ царского достоинства. Старик обращается к Рыбке - Государыня Рыбка. Но Рыбка - не земной правитель. Это Хозяйка Чудес, источник власти (вплоть до царской власти, которой Она одаряет старуху), а это уже знаки Божественного достоинства. Итак, Золотая Рыбка символизирует Творца мира.
«Смилуйся, государыня Рыбка!» Звучит почти как молитва «Господи, помилуй».
Тогда мы можем видеть два различных отношения человека к Божественной власти. Старик благоговеет перед ней: «Не посмел я взять выкуп с Рыбки, так пустил в море».
Старуха - сторонник активного использования Хозяйки Чудес для удовлетворения меркантильных устремлений и властных полномочий. Старуха в этом стремлении переходит предел: хочет быть Хозяйкой Хозяйки Чудес, то есть стать над Богом.
Совсем недавно из разговоров с друзьями автору поста стало известно, что существует еще один вариант текста этой сказки. В этом варианте Старуха требует сделать ее не владычицей морской, а … папой Римским! Какой из вариантов адекватен замыслу автора? Это отдельный вопрос, требующий исследования. Но определенно, что в обоих случаях Старуха претендует на Божественную власть, ведь папа Римский, согласно представлениям католиков, есть наместник Христа на Земле.
Старуха на пике своего успеха становится царицей. Это еще допустимо. Согласно библейскому рассказу о творении человека, в этом и состоит замысел Бога о человеке, его месте в тварном мире. Человек - царь мира, владыка над всем творением «поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:7). Правда, это положение старуха получает случайно. Не по заслугам, не по наследству, а по ходатайству старика.
Рыбка уважительно относится к Старику, обращаясь к нему «Старче» (старец?). Значит ли это, что Пушкин мыслил служение старцев как ходатайство перед Творцом за тварный мир и человечество?
Теперь о развязке повествования. Старуха, пожелавшая быть хозяйкой Рыбки, теряет царское достоинство. Читателю вполне понятно, что так произошло не потому, что Рыбка разгневалась и сгоряча покарала Старуху. Просто иначе быть не могло. Не может Хозяйка чудес служить вздорной женщине.
Старик тоже наказан. Он теряет расположение Рыбки. Раньше Она говорила ему ласково: «не печалься, Старче», а последний раз ничего не объяснила, просто махнула хвостом на прощанье. Как теперь позвать Ее, чтобы хотя бы побеседовать?
Еще можно сказать о пресловутом «разбитом корыте». Это сосуд, который не может держать воду. Вода в библейском смысле символом продолжения жизни, Божьим благословением. «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой,
оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).
Теперь можно подвести итог. Мы имеем, если читатель согласится с нами, картину грехопадения человека, когда человек захотел стать богом без Бога: «будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5)
Вот так, в сказочной форме, Пушкин раскрывает глубинный смысл библейского Учения о грехопадении.
грехопадение,
Библия,
Пушкин