Click to view
"Mary Queen of Scots", который "Две королевы", -- воистину лучшее, что могло случиться с этим мифом в новейшее время. Это самая необычно сделанная версия истории про Марию и Елизавету, которую я видел, и в данный момент мне кажется, что самая лучшая.
Невеликий бюджет часто спасает фильмы от костюмной помпезности и как следствие голливудской пластмассовости и заставляет искать лаконичные и стильные художественные решения. Холируд, как бы еще не до конца высеченный из скалы; пошитые из джинсы костюмы ровно на полпути от историзма к постмодернизму; футуристичекие прически, варварская/рокерская пружинка-кафф на ухе Марии...
Театральный режиссер способствует тому же. Когда театральный идет в кино, он часто куда более мастерски обращается с планами, сценографией, актингом, музыкой и вообще с тканью фильма, делая из него произведение искусства, которое можно смаковать и разглядывать... -- если удастся взять себя в руки и соскочить с потока, гладко и уверенно несущего зрителя от напряжения --> к расслаблению --> к новому напряжению -->к релизу. И театральные лучше киношных умеют сопротивляться диктату историзма и делать сценическую условность.
И королевы.
Это определенно лучшая Мария в кино -- потому что это царственный и кинжально-острый миф Марии: героини, романтической героини, мученицы и повелительницы -- а не баба посреди мелодрамы, которую из нее обычно делают. С исторической и литературной точки зрения, от Шиллера до Цвейга и Разумовской, Мария Стюарт -- дура дурой, зато со СТРАСТЯМИ. Мечта домохозяйки, ять. Может быть, красивая и даже величественная дура дурой, как Ванесса Редгрейв в одноименном фильме. (Аджани в Комеди Франсез не видел, не знаю.)
Но я впервые увидел Королеву ослепительную и бешеную, как поющий в ножнах меч; не просто высокомерную, а божественно не видящую ничего, что она решила не видеть (хотя темы слепой от страсти женщины и глупой, недальновидной правительницы в фильме нет). Она просто смотрит сквозь реальность в нуминозное -- и это, черт возьми, еще нужно суметь сыграть. Сирша Ронан is utterly incredible. Нечто подобное, но гораздо мягче и приземленнее (и с поправкой на жанр, более развлекательно) играла Кейт Бланшетт в "Елизавете".
Марго Робби в бесконечном ряду других Елизавет выглядит более чем достойно, даже рядом с Миррен и той же Бланшетт. Это как раз живая женщина, мудрая, горькая, сильная; королева, с которой Англии крупно повезло -- но она не священное чудовище, как Мария.
Перевод, хороший во всем, внезапно сожрал важнейшую фразу фильма:
(примерно)
M: I will not have it from my inferior.
E: (incredulously) Your inferior?!
вдруг превратилось в:
М: Не пристало тебе мной помыкать.
Е: Не пристало?!
Добавить сюда убийственную красоту шотландской натуры и музыку Макса Рихтера -- и выходить в слезах.