Не очень понятно, как говорить о Макквине.
Ты едешь два часа сквозь дождь из Оксфорда в Лондон, выходишь на Ноттинг-хилле, немного плачешь, потому что ты снова дома, стоишь в очереди таких же купивших за три месяца билеты (с трудом найдя свободное окно в 14:30), входишь в темный аванзал -- и видишь глядящего на тебя со стены мертвого человека. В том, что он смотрит с Той стороны, сомнений не возникает ни разу, тем более, что лицо почти сразу начинает превращаться в маску неблагого фейри и человеческий взгляд гаснет в провалах металлического черепа -- а потом зажигается снова.
То, что делал Макквин -- это квинтэссенция Шотландии с ее ночью, серебром, кровью и острыми углами. Причем Той Шотландии, альтернативной. Я не очень понимаю, как видят его обычные люди, но у тех, кто знаком с темой, должны волосы дыбом вставать по всему телу, потому что ничего более фейриного по эту сторону завесы я не видел.
Снова позволю себе сравнение с Фраудом. Я не отрицаю подлинности его творческих приключений в мире маленьких уродцев (все-таки слишком похожих на нормальных человеческих даунят и аутят) и фейри-дев с лицами человеческих теток разной степени здоровья и испорченности. Но фейри Макквина, как и фейри Йейтса -- это какой-то совсем другой этаж восприятия. Это яростная, слепящая, неукрощенная, антидискурсная, неистовая, царственная красота, от которой гудят кости и над головой встает столб огня. Это талант настолько масштабный и настолько визионерский, что возникает желание даже не уничтожать некрасивое, чтобы не коптило небо, а просто подносить его к ЭТОМУ поближе -- само испепелится, от Присутствия.
Описывать коллекции бесполезно. Могу высыпать те фрагменты впечатлений, которые хоть как-то переводятся на конкретный деловой язык.
- Макквин потрясающий, фантастический закройщик. Юность на Сэвил-роу не проходит даром. Идеальный пиджак и юбка -- лучшая база, на которую могут сесть дальнейшие фейриные откровения. Без вот этого пентаклевого мастерства формы, он был бы просто еще одним фэшн-психом.
- Люди по выставке ходят в основном в психзащитах, от скуки до критики, но иногда в толпе встречаются бешеные глаза и раскрытые рты. Кто-то все-таки видит.
- За два с половиной часа огромной экспозиции совсем не устаешь -- наверное, потому что движешься от шока к шоку, от измененки к измененке. Причем все шоки через "ДА! О, да!". но выставка еще и очень мастерски организована. После мертвого художника идет пара приуготовительных залов с конструктами кроя, потом еще похожие на что-то человеческое траурно-тартановые платья "Highland Rape", и только потом на тебя падают придворные наряды обоих королевств, африканская дичь, платья из перьев и раковин и инопланетные амфибии Атлантиды. Вываливаешься за двери свежий и подозрительно бодрый, готовый обежать еще пару десятков залов, и только потом понимаешь, что восприятие последние пару часов отчаянно работало и напитывалось и теперь, мягко говоря, нуждается в отдыхе.
- Саундтрек выставки -- сам по себе инструмент транса, причем очень грамотного, чтобы сдвинуть восприятие (нормальному человеку -- до точки сомнения в конвенциональной реальности, а ненормальному -- до выхода в иные), но не вывинтить нервы, не уронить в истерику, не напугать. Подбор шумов и электроники неописуем, из музык помню только три: Генделевскую "Сарабанду" в зале Красной Королевы, Бьорковский "Frosti" в Кабинете Диковинок и тему из "Шиндлера" для финала "Куллоденских вдов" с призраком в стеклянной пирамиде.
Click to view
Click to view
Click to view
- Все, что Макквин делал, он делал, не вылезая с Той стороны. Интересно, что ему великолепно удавались оба Двора, но дома он был у Неблагих -- за всей этой ночью и дикостью стоит чувство невероятного уюта. Благой же двор его пугал и любопытным образом воспринимался как смерть и гибель. Красивый инь-ян. "О сверхлюдском пою! Хвалу воздам. Тому, кто в-жизни-мертв и в-смерти-жив".
- Шотландия Макквина -- та самая, истинная, Другая. Не "fucking haggis, fucking tartan and fucking bagpipes". Которая бы не стала тем, что она есть, землей Грезы и волшебства, если бы не вечный бунт скоттов против англичан, фейри против людей, личности против господствующего дискурса, за Истинного Короля, за Темный Остров. Будь история Шотландии благополучной, получилось бы какое-нибудь очередное охвостье Европы, никому особо не интересное. Хотя такую природу пропить, конечно, сложно -- да в ней и не могло случиться никакой благополучной истории whatsoever. Греза и бунт -- наше кельтское все.
И в этом отношении раннее и панковское "Хайлендское изнасилование" 1995 (речь в котором формально идет о насилии Англии над Шотландией, а на самом деле -- обо всем вышеперечисленном) -- острее, точнее и магически-интенсивнее, чем умиротворенные и прекрасные "Куллоденские вдовы" 2006. Потому что "Изнасилование" юнее, агрессивнее, ближе к миру людей и вообще такое вот странное прет-а-порте, а "Вдовы"-валькирии, парящие над полями всех войн, как призрак Кейт Мосс, уже отошли в фейри и возвращаться оттуда больше не намерены. Человеческому дискурсу нечего им предложить.
И к вопросу о лицах для изображения фейри в кино -- вон они, лица, ходят по языку в "Изнасиловании". Изумрудные глазки добавили, чуть-чуть грима и все, холодный пот прошибает.
Жалко, что Джексону (и Фрауду заодно) такие не попались. Впрочем, чего ждать от хоббита.
Ужасная досада, что "Вдов" невозможно найти со звуком. Говорят саундтрек был изъят намеренно после смерти Макквина. Странным образом это понятно.
Click to view
Click to view
- И то самое характерно шотландское "фейри=загробный мир=контркультура", о, да. Лютая эстетичность визуального ряда покидает границы социально одобряемой красоты и продолжает двигаться со всевозрастающей скоростью. Мысль о том, что в платье Красной Королевы могло бы быть выставлено, скажем, ее же, Королевы, набальзамированное мертвое тело -- standing in state -- представляется не только совершенно естественной для контекста, но даже чарующей.
- Его последняя прижизненная коллекция, "Атлантида Платона" -- это не признание творческого тупика, но некий рубеж, за которым, простите, человеческое тело исчерпало себя, а при Дворах кончилась мода на человеческую историю и искусство. Дальше понадобились бы модели-фейри и тамошние же фасоны. Пожалуй, людям этого не надо. Оставалось только забрать художника назад -- шутка ли, сорок лет Королева без его нарядов обходилась. Так и озвереть недолго, and we really do not want that.
- Можно накидать определений -- готика, театр, исторические фасоны, панк, женщины-птицы, викториана, шотландия, смерть, дикая природа, бунт, романтизм, япония, посмертие, животные, доспехи -- но Макквин заключается именно в синтезе этих элементов, который можно описать только как "красоту", "неистовство", "неповторимость", "гений".