Приходская община и молодежь

May 04, 2010 23:06




1. Описание проблемы

Прежде чем приступить к описанию конкретных принципов и проблем жизни молодого человека на приходе необходимо отметить общие тенденции развития общественного устройства в современном мире.

Первое что отличает наше время - это отсутствие традиционного уклада жизни человека, который существовал в традиционном обществе[1]. Современное время, в котором живет молодой человек, характеризуется многими особенностями, но мы выделим главные:

1. Постоянное  информационное поле (СМИ, реклама, интернет), формирует с одной стороны необычайную эрудированность,  с другой - поверхностность в восприятии культуры, смысловой адекватности, а также в употреблении понятий, категорий, определений и других знаковых средств общения молодежи. Получается что общение, которое можно наблюдать у современной молодежи необычайно символичное и знаковое, но вместе с тем символы и знаки всегда условны и случайны, в результате чего возникает зыбкость в мышлении и неопределенность в понимании друг друга, следствием чего является не глубина общения поверхностность формулировок и высказываний.
2. Разные составляющие человеческой личности (дух, душа и тело) развиваются стихийно и неравномерно. Если традиционный уклад способствовал формированию целостного образа человека, иными словами, если жених брал невесту из достойной семьи - он получал человека с определенными известными ему качествами, т.е. не "кота в мешке", и, исходя из этого он был уверен в своей будущей жизни.

3. Неуверенность в будущем, которая происходит из двух вещей. Во-первых, из большого спектра возможностей, которые стали окружать современного молодого человека. Во-вторых, из-за отсутствия традиций молодой человек начинает жизнь с нуля, фактически ему нечему учиться у старшего поколения, кроме общих советов, и он оказывается выброшенным на ярмарку жизни только со своими индивидуальными способностями, которые еще требуется развивать и реализовать.

4. Культ потребления и смещение смысловых нравственных ценностей, развивает у молодого человека, прагматизм и утилитаризм в постижении мира, в результате мир перестает быть тайной, загадкой и секретом, лишается очарования неизвестности и непредсказуемости, и становится лишь механизмом и средством для существования, что опять же сужает горизонты личности человека.

5. Совершенно неопределенна система и иерархия ценностей и целей в жизни молодого человека.

Поэтому, если составить образ молодого человека, то можно сказать, что он является внешне очень компетентным и знающим, умело оперирующим с информацией,  но при этом не подозревающим и не осознающим свои насущные и возникающие проблемы, от которых он стремится убежать с помощью современных технологий (игры, фильмы, электронное общение, разные молодежные субкультуры). Главная же проблема молодого современного человека заключается в том, что он не видит причин что-то кардинально и серьезно менять в своей жизни, и предпочитает уходить от рожающихся проблем, а поэтому основной диагноз - безответственность за свою жизнь и за свое призвание.   Религия, духовность, культура и другие духовно - нравственные ценности для него стоят рядом с  витальными потребностями, развлечением, удовольствием, хобби, и т.д. и т.п.  В результате резкого смещения ценностей и целей у молодого поколения по сравнению со  старшим, а тем более пожилым поколением, в последнее время сложилось тотальное непонимание, разрыв межпоколенных  связей, снижается  передача жизненного опыта и ценностей от старших к младшим.

Поэтому, прежде чем приступать к описанию  принципов устроения жизни молодежи на приходе в современных условиях укажем, что молодежь в наше время - это особая социальная группа, которая резко выделяется из всего социума, а потому возникает потребность в особом отношении к этой группе. Соответственно и на приходе необходимо создавать особые специальные формы работы с молодежью.  В традиционном обществе такого разделения почти не было, за исключением системы воспитания и образования, т.е. общеобразовательных и церковно-приходских школ, которые охватывали, прежде всего, детскую и подростковую группу. Выделения молодежи в особую социальную обособленность не было - ранние браки способствовали закономерному вступлению молодого человека во взрослую и ответственную жизнь.  Сегодня вступление в брак совершается намного позже - после 20 - 25 лет, тогда как в традиционном обществе - зачастую до 16-18 лет.

В современном мире молодому человеку приходится решать  задачи, которые раньше решались через устойчивые обычаи и традиции - само общество приписывало человеку, кем он должен быть, и каким он должен быть, и у него не было сомнений, что так оно и есть! Сегодня после окончания школы перед юношей или девушкой открывается спектр возможностей, и каким путем пойти - почти всегда большой вопрос. Особенно эта ситуация усугубляется в развивающемся культе потребления и возрастающей системе оценивания человека по материальному успеху в сравнении с другими, в результате молодой человек желает реализации своих талантов и способностей исключительно в системе качества своей жизни.  Если раньше человек думал о своем призвании, кем он должен быть, чтобы принести пользу и быть нужным, то теперь выбор профессии чаще всего определяется конъюнктурой рынка труда.   Также молодой человек должен решать выбор вопрос выбора спутника жизни, устройства семьи и осознание семейных ценностей, часто это усугубляется  еще и тем, что возрастает число неполных семей, а значит - нет опыта  семейной жизни, и молодой человек учится с нуля.

2. Основные теоретические принципы.

В связи с вышеописанным, основываясь на библейском опыте и пастырской практике, можно выделить несколько основных принципов молодежного служения на приходе.

1. Церковная община открыта любому возрасту и любой социальной группе: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1.26), а поэтому  молодежь не должна противопоставляться  общине - всегда все и всегда вместе - древний принцип устроения Церкви (мч. Иустин Философ). Поэтому, основная цель - воцерковление молодого человека, каким бы он не был, поэтому возможна проповедь в любой молодежной субкультуре, если у молодого человека есть хоть какой-нибудь интерес к Церкви и христианству.

2. Молодому человеку (особенно подростку) гораздо труднее войти в Церковь, чем в другом возрасте, поэтому, основное внимание должно быть направлено на помощь в решении возникающих перед ним проблем: "Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (Кол. 4.5.)

3. На приходе должна быть создана особая культурная среда, которая бы способствовала воцерковлению молодого человека. Для ее создания необходимы особые программы, как разовые (поездки, акции, мероприятия и т.д.), так и периодические (клубы, кружки, евангельские чтения).  Важную роль играет организация социального служения и  добровольческой работы на приходе и от прихода, привлечение молодежи к решению проблем прихода, но также миссионерско-просветительской деятельности в социальных и культурных заведениях находящихся на пастырской территории прихода.

4. С одной стороны молодежь должна быть выделена в особую группу, и у нее должна быть возможность общения  друг с другом, но с другой она должна чувствовать себя частью общего целого, не противопоставляясь другим,  но и не растворяясь  среди других прихожан.

5. Необычайно  эффективными становятся культурно - просветительские программы по краеведению, изучению истории своей родины, через историю своего края и культуры своей  церкви молодой  человек понимает, что православие является органической частью  его жизни. Для этой цели могут служить разные клубы, например  киноклуб,  дискуссионный клуб, литературные вечера, в которых раскрываются истории родного края. Паломничества, миссионерские экспедиции, сплавы, да просто турпоходы, будут одновременно сплачивать молодежь, но также, формировать практическое мировоззрение.

6. Надо создать такую  среду, в которой каждый человек может высказывать свое мнение и  проявлять инициативу, особенно в делах служения, милосердия, помощи в храме, на богослужении и т.д. Через это происходит его мотивация на дальнейшее вхождение в церковную общину, он начинает понимать и чувствовать свою востребованность, что он,  обладая некоторыми навыками, нужен всей общине: "Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;  иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;  иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12.7-11).

7. Когда община начинает расти и становится более многочисленной, необходимым условием является  появление  православных лидеров,  т.е. обладающих, уникальными возможностями руководить и организовывать других, тех, кто может брать ответственность на себя: "Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного" (1Кор.9.23-25).

8.  Священник, проводя беседы и встречи с воцерковляющейся молодежью,  должен опираться, прежде всего, на библейский опыт жизни и формировать библейское мировоззрение. А для этого необходимо использовать не только творения Святых отцов, но и  достижения мировой культуры, особенно когда они посвящены библейской теме. Необходимо умело сочетать их, чтобы с одной стороны учение Святых отцов было стержнем, но с другой - достижения мировой культуры помогут  ярче и шире освящать духовно-нравственные  темы, и часто более понятны молодому человеку: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых"(1Кор. 9.20-22).

[1] Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

.

Молодежка

Previous post Next post
Up