(no subject)

Sep 23, 2013 02:23

На конкурс на Лайвлибе и отчасти просто для себя написала рецензию на фильм "На Верхней Масловке".

Экранизация повести Дины Рубиной "На Верхней Масловке" - тот редкий случай, когда:
1) фильм практически не уступает книге
2) нет серьезных сюжетных потерь и даже есть находки
3) и фильм, и книга входят в число моих самых-самых любимых, при этом пройдя стороной для большинства читателей/зрителей. Ну, по крайней мере, ни мировой, ни всероссийской известности у этих произведений нет, хотя фильм получил несколько премий, в том числе "Нику" за главную женскую роль (если честно, именно после просмотра церемонии вручения "Ники" в том году я и решила его при случае поглядеть).
А также это тот случай, когда я не могу понять, что было раньше - фильм или книга. Они пришли в мою жизнь одновременно.
Как вы уже поняли, в этой рецензии я пристрастна и субъективна.

Режиссер и сценарист Константин Худяков сохранил основную канву романа:
Середина 80-х. В старой художественной мастерской на улице Верхняя Масловка в Москве давно живут двое - великий скульптор с отвратительным характером 95-летняя Анна Борисовна (Алиса Фрейндлих), начавшая лепить еще в Париже до Первой Мировой и создавшая за свою жизнь не один десяток шедевров, и "неюный мальчик" Петя (Евгений Миронов) - типичный неудачник, так и не покоривший Москву. Уже пятнадцать лет он живет здесь на птичьих правах, ухаживая и помогая "старухе", с которой они как будто бы в постоянной ссоре.
Есть еще ученик Анны Борисовны Матвей (Евгений Князев) - типичный художник с неустроенным бытом, которого взяла под свое крыло переводчица Нина (Алёна Бабенко). Это персонажи-наблюдатели: Матвей знает "старуху" и Петю уже много лет, а Нина встречает впервые, и, конечно, она в замешательстве: как эти двое уживаются вместе, какие между ними отношения, почему Анна Борисовна пытается устроить Петину судьбу втайне от него, нет ли там какой хитрой схемы?
Все четыре актерских работы идеальны как сами по себе, так и по совпадению с книжными персонажами. Конечно, прежде всего надо отметить гениальную Алису Фрейндлих, которая, выглядевшая в свои 70 лет удивительно молодо (да и сейчас прекрасно), не побоялась перевоплотиться в древнюю старуху, а главное, прекрасно выразившая главную тему этой героини - ее жажду жизни, не иссякающую даже в девяносто пять. Она видела и испытала всё, но не устала от жизни, творчества и человеческих отношений.
Петя Евгения Миронова отчасти напоминает его же князя Мышкина - интеллигентный, мягкотелый мыслитель. Только он, во-первых, не идеализирует человечество, а во-вторых, с ним случаются вспышки гнева, как это бывает у многих слабохарактерных людей. Парадоксальность этого персонажа - любовь и ненависть, желание бороться за правду и неспособность отстоять даже собственные интересы, его эволюция от солнечного мальчика во флэшбэках до человека, которого, кажется, в жизни уже ничего не интересует, в финале - все это Миронов воплотил со всем присущим ему талантом.
Между ним и героиней Алёны Бабенко возникает удивительная химия (ее в фильме больше, чем в книге), одновременно притяжение и отталкивание, влечение на тончайшем уровне и невозможность быть вместе. Я даже не знаю, как это можно сыграть, но это действительно так.
Даже эпизодические роли в этом фильме удивительно точны - чего стоит прекрасная молодая Инга Стрелкова-Оболдина, превратившаяся здесь в вороватую тетку с "химией" на голове, или Федор Добронравов, за десять секунд показавший идеальное воплощение Петиного тестя-генерала.
В действующие лица превращены сама мастерская на Верхней Масловке, заставленная скульптурами, и даже трамваи под окнами и лампочка над крыльцом. Герои попадают в лабиринт этого пространства, как в клубок собственных отношений - подъемы, спуски, повороты. Советская реальность выплескивается с экрана не только в виде типичных интерьеров, но и даже в звуках радио, вещающего о каких-то сельскохозяйственных успехах. В общем, атмосфера фильма удивительно аутентичная и в то же время отчасти театральная.
Главная тема фильма, как это ни удивительно - любовь во всех ее проявлениях. Любовь к жизни Анны Борисовны, разбитые надежды и скрытая благодарность Пети, одиночество и поиск "добрых рук" Матвея, невольная влюбленность Нины. Между всеми героями натянуты какие-то невидимые нити, но больше всего, конечно, их между Петей и "старухой", которые могли бы быть вместе, родись они в одно время, но их разделяет огромная толща лет и событий, поэтому они только и делают, что ругаются вслух и спасают друг друга незаметно - так, что все считают их врагами и не понимают, зачем они отравляют друг другу жизнь. То, что они друг для друга и есть вся жизнь - не понимают даже они сами. Это поняла Нина, она и говорит об этом Пете в пронзительной последней сцене, когда мастерскую опустошают, все пространство вокруг словно рушится, а они с Петей пьют чай, сидя где-то в пыльном углу. Она просто шла мимо, для нее жизнь продолжается, но для Пети она кончилась, как кончилась вся эта мастерская, все, что в ней было. Он отвечает "Анна Борисовна любила только себя".
Нина связана узами брака, Петя связан тем, что весь его интерес к жизни был чужой, заимствованный, а у него самого ничего не осталось. Поэтому их отношения так и повисают в воздухе, и Петя исчезает где-то за трамвайными путями - на Верхней Масловке...
Удивительный фильм, где выразительно все - декорации, свет, звук, ветер, воздух между героями. Сцены иногда плавно, а иногда резко перетекают из одного времени в другое, у всех главных героев есть флэшбэки в прошлое, что добавляет им глубины. Хотя иногда эти флэшбэки без книги не очень понятны, это можно в минусы записать. Других недостатков отыскать не могу или не очень хочется, если честно.

кино

Previous post Next post
Up