Ну, в первых строках нужно сказать, что я ужасно люблю роман "Идиот", и смотрела фильмы, и слушала аудиокниги и все собираюсь смотреть записи спектаклей (рано или поздно я это сделаю. может, когда институт закончу). Я могу его обсуждать, мотивацию персонажей и все такое. Может, я плохо это делаю, но я могу. Мы его в первые лицейские месяцы разбирали, и я как раз была на энтузиазме.
В Молодежном театре на Фонтанке "Идиота" играют студенты 3 курса. Мои ровесники примерно. Их никто не знает, нигде даже их имена не указаны, кроме программки. Я с удивлением, например, увидела в роли Аделаиды девочку Надю, с которой мы занимались когда-то на журналистике. Она у меня даже в контакте есть в друзьях, потому что очень красивая)) Как вы понимаете, ни одна из нас по стезе журналистики окончательно не пошла.
Малая сцена, да собственно, сцены-то и нет, вот мы сидим в первом ряду, а вот в двух шагах от нас идет фигура - неказистая, со знакомым узелком. Конечно же, это Лев Николаевич Мышкин, родной, вот сейчас начнется сцена в поезде, стук колес какой-нибудь, думаю я...
Вдруг на задник проецируется заставка Windows - ну все знают этот черный экран с буковками. Буковки бегут, потом загружается ОС и неведомая рука запускает какой-то шутер. Несколько минут призрачный человек с автоматом убивает призрачных соперников на глазах у наблюдающего за всем этим князя. Раздается песня, похожая на русскую народную, задник раздвигается (он одновременно еще и дверь), и оттуда выходят все актеры, занятые в спектакле. Они выстраиваются перед залом, поют, потом большая их часть отходит и садится сбоку, тут уже слышится заветный стук колес и на скамейках обнаруживаются закутанный князь и пьющие вместе Рогожин и Лебедев.
Собственно, дальше спектакль катится по тексту романа, с некоторыми, разумеется, купюрами (нет моего любимого диалога князя с Ганей, когда "Вы мне говорите, что я человек не оригинальный. Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный") и докатывается до конца первой части. Здесь есть и костюмы, и декорации, и задник, оформленный с помощью современных технологий - то есть нужный фон на него проецируется)
Нет, правда, никакого возрастного грима типа усов, бакенбард каких-нибудь, еще чего-то, все играют со своими юными лицами, и сразу не поймешь, кто из четырех девушек у фортепиано мать семейства) Мальчики и девочки - не только юные персонажи, но и генералы, и их жены, и Тоцкий... А если так и есть, подумала я?
Кто смотрел сериал по "Идиоту", знает, как хорошо там подобраны актеры. Они подходят и внешне, и по характеру. Они, в принципе, выражают образы, написанные Достоевским - солидный генерал Епанчин, опустившийся генерал Иволгин, соблазнитель Тоцкий и т.д.
А в этом спектакли ребята взяли и вытащили из каждого персонажа его внутреннего ребенка. Знаете, Достоевский любил персонажей, которые в душе дети. Ну, мне так кажется. Князь, генеральша, Аглая... В этом спектакле детьми были все.
Князь Мышкин - обычный мальчик без божественного ореола, мальчик очень простой, добрый, душевный, стеснительный, впервые попавший в большой мир, завороженно рассматривающий всё и всех. Генерал - мальчик, которому сказали, что он главный, поэтому он с важным видом подписывает бумажки, едва не выгоняет князя вон, потом все-таки с барского плеча кидает ему двадцать пять рублей и приводит к генеральше. Ганя - некрасивый, бедный, запутавшийся мальчик, которого не любят девушки, и у которого на лице дилемма: что он больше любит - деньги или честь? Жениться на женщине, которую презирает, и получить семьдесят пять тысяч или сохранить себя, мир в семье, сознание того, что не продался - и унизительную бедность? Сам он в итоге ничего не может решить, предпринять, делает то, что ему говорят, идет, куда его толкают, с ужасно несчастным видом, в общем, все время в подвешенном состоянии. Тут жалко, что нет его диалога с князем после пощечины. Но вообще я вдруг к этому герою прониклась большей симпатией, чем у меня была (в сериале довольно истерично его играет Лазарев, когда он начинает ругаться с родными, я прям узнаю нашу семью, так и хочется, как князь, тихо удалиться. "Что там за шум? - Бранятся").
Генеральские дочки - ну совсем дети. Бегают вокруг стола, смеются, резвятся. В этой части, правда, у них не так уже много "эфирного времени" (впрочем, мне вообще кажется, что первых двух дочек Достоевский для мебели сочинил), только у Аглаи сцена с Ганиной запиской. Вот тут в ней опять же нет той кротости и хладнокровия, что показывают в кино. Зачитывая записку князю, она истерически смеется, а диктуя ему "Я в торги не вступаю", начинает плакать. Это девочка, которая попала в сложную этическую ситуацию, она выходит из нее, как может, но хладнокровно у нее не получается.
Рогожин - молод, красив, богат, влюблен, страстен, но не демоничен, без волчьего взгляда. Он любит Настасью Филипповну, но, как и должно быть, признает, что он над ней не властен и послушно ждет любого ее решения. Лебедев - и тот мальчишка, веселый, с шутками и прибаутками, "бескорыстно любящий деньги". Как отчаянно он падает на пачку, вытащенную из камина! Тушит ее, тушит, прижимает к себе, обнимается с ней. На хоббита похож немножко) Кстати, актер впервые играл в этом спектакле и был прекрасен)
Настасья Филипповна - не демонична и не сумасшедшая, хотя нотки истерики в ней есть. Она ни в чем не виновата, но считает себя падшей и ведет себя соответственно. Еще давно она хотела топиться, но не смогла (сама говорит, что "слишком подла"), потом хотела выйти за Тоцкого, но ей "тошно стало", теперь она приезжает в семью Гани, которая и так ее не любит, и начинает над ними издеваться. Это все не ее натура, это роль, в которую она очень хорошо вжилась. И только князь видит это и говорит "Вы не такая". Она и впрямь не знает, чем все закончится, когда спрашивает князя, выходить ли ей замуж. У нее все немного выходит из-под контроля. Ее кидает. Но то же, что подсказывало ей утопиться, подсказывает ей остаться с Рогожиным - мол, она так подла, что князя только погубит. А Рогожин с его страстностью - очеловеченное самоубийство.
Я обожаю эту сцену, правда. Я с детской наивностью всегда хочу, чтобы Настасья Филипповна вышла за князя. Понятно, что у него бы не получилось избавить ее от этой идеи. Понятно, что она бы и впрямь его погубила. Но когда она говорит "Значит, в самом деле княгиня!", у меня внутри все трепещет. Эта сцена - она какая-то... это моя жизнь, правда. Не знаю, почему.
И вот эта девочка, играющая все сильнее роль падшей, задирающая ноги, машущая юбками, повалявшаяся на полу, решает, что нужно что-то сделать и самой, не весь же вечер смотреть, как тебя покупают. Она берет пачку с деньгами - и задник весь превращается в камин, такой огромный камин в два человеческих роста, на который проецируется огонь. Дверь открывается и оттуда такой инфернальный красный свет... в общем, понятно, что это врата в ад. Давай, Ганя, лезь в ад, ведь если полезешь за этими деньгами в камин, душа твоя будет погублена безвозвратно. Лезь, Ганя. Не смог... Не выдержал. Но огонь не гаснет. И в конце, когда на глазах у остолбеневшего князя Настасья Филипповна уходит с Рогожиным, они в это пламя и уходят. И все за ними, все, кто был на сцене. Осторожно, двери закрываются... И князь бьется об эту стену огня. Единственная чистая душа против толпы грешников. Мы снова видим стрелялку из начала. Невидимый автоматчик продолжает отчаянно уничтожать своих прозрачных врагов. Князь снова один, уже даже и без узелка. Бедный, бедный мальчик.
"Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик".