Некоторое время назад в городе Йорке существовало общество волшебников. Каждую третью среду месяца его члены собирались и читали друг другу длинные скучные статьи по истории английской магии.
То были маги-джентльмены: своим колдовством они никому не принесли и малейшего вреда, как, впрочем, и малейшей пользы. Вообще-то, сказать по правде, ни один из них за целую жизнь не произнес ни одного заклинания; ни один листик не дрогнул под воздействием их чар, ни одна пылинка не сменила своего привычного курса, ни один волосок не упал с чьей-либо головы. Впрочем, несмотря на упомянутое мелкое обстоятельство, они пользовались репутацией наимудрейших джентльменов в Йоркшире.
Один великий волшебник сказал о своих коллегах, что те «мучительно силятся затвердить простейшее заклинание, а вот ссоры и свары даются им без всякого труда», и Йоркские маги на протяжении многих лет успешно доказывали справедливость его слов...
Нет и не может быть ничего более волшебного, чем ожидание чуда: в нем кроется большая часть удовольствия, смешанного с волнением и тревогой. Некоторым по душе и неожиданные чудеса, однако, сюрпризы могут порадовать лишь результатом и оттого много уступают ожидаемому и желанному волшебству.
Магия бывает разной: доброй и пугающей, сложной и незатейливой, респектабельной и неподобающей. Когда магия исчезает из окружающего мира, дольше всего она задерживается в сказках и легендах. Отношение к ней становится легкомысленным, колдовство переходит в разряд предметов, годных лишь для детей и простецов. Не к лицу солидному человеку заниматься подобной чепухой. Однако не стоит сбрасывать со счетов людей здравомыслящих и рассудительных, отдавая предпочтение чудакам и безумцам. Серьезные и благоразумные люди способны сильно удивить - вернув, к примеру, ту же магию, давно канувшую в лету.
Как сделал это мистер Гилберт Норрелл, собравший великолепную библиотеку и самостоятельно научившийся колдовать.
И его ученик и коллега Джонатан Стрендж, проведший беспутную молодость, но ставший в дальнейшем весьма достойным джентльменом.
- Может ли волшебник убить человека с помощью магии? - спросил лорд Веллингтон у Стренджа.
Стрендж нахмурился. Казалось, вопрос ему не понравился.
- Полагаю, волшебник может, - допустил он, - но джентльмен не станет.
Этот диалог как нельзя лучше передает и атмосферу произведения, и характеры героев. А также задает некий вектор развития, хотя это становится видно не сразу.
Можно долго рассуждать о серьезных отличиях экранизации «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» от первоисточника. Они касаются и событий, и мотивов, и даже, до некоторой степени, характеров персонажей. Кое-что довольно серьезно противоречит тексту. Но для меня этот фильм стал эталоном по части передачи не буквы, но духа книги. Передачи всего того лучшего, что захочется вспоминать, к чему захочется прикасаться снова и снова. Магия возвращается - и сердце начинает учащенно бить при этих словах. И хочется перенестись в тот мир, где два добропорядочных англичанина листают потрепанные тома с давно забытыми заклинаниями, вносят в них изменения и изобретают новые.
Фильм хорош не только интригой - головокружительной историей противостояния одному из могущественных обитателей холмов. Это еще и рассказ о трогательной дружбе - трудной, с непростыми сближениями и разногласиями, пережившей болезненный разрыв, отравленной недоверием и враждой. О дружбе, возродившейся как феникс из пепла в самый опасный и ответственный момент. Наверно эта тема стала для меня наиболее драгоценной - и в этом фильм, как мне кажется, даже выигрывает у книги. Книга чуть суше, чуть более саркастичная, «английская». Фильм - эмоциональней и живее.
История закончилась - на время или навсегда, ведает только автор. Я не знаю, что лучше, и возможно ли второй раз войти в эту реку. Но это была прекрасная история, как на нее ни посмотри.
Raven King by
AgarthanGuide on
DeviantArt