Неоднозначная картина о неоднозначных событиях. За основу сюжета взяты мемуары одного из лидеров Фронта национального освобождения Алжира, действие происходит в промежутке между 1954 и 1960 годами.
Этот нашумевший и осыпанный наградами фильм является, как мне кажется, неплохой иллюстрацией к двум тезисам. С одной стороны - зрителю нужно учиться видеть не только ту правду, которая ему ближе, и получать эстетическое удовольствие от произведений искусства, созданных с иным идеологическим посылом. С другой - все-таки, по моему, ленты мастеров, откровенно занимающих ту или иную сторону в политическом противостоянии с течением времени проигрывают лентам тех, кто слегка отстраняется от своих героев и остается в стороне, чтобы осмыслить происходящее. Это я так замысловато пытаюсь выразить, что, будь в этом фильме больше художественности и меньше документальности, он вызвал бы у меня куда больше энтузиазма. Нет, неореализм и все такое я, конечно, понимаю. Но я ищу в киноискусстве больше человечности, а вот агитация, даже открытая и где-то трогательная в своей искренности, вызывает моментальный внутренний протест.
Но кино интересное, и свое место в истории искусства занимает по праву. Некоторые моменты жуть как актуальны, хотя лучше бы устарели.
Борьба за независимость, терроризм, убийства полицейских, взрывы в кафе - и облавы, аресты, пытки… Возникает громадное желание как следует рассмотреть этот исторический период, разобраться, кто прав, кто виноват, кто что сделал, а кто ответил. Но чем больше читаю по теме, тем больше подводных камней выявляется, в диапазоне от «жалко всех» до «все там были хороши». Что Понтекорво несомненно удалось - так это показать весь ужас происходящего, глобальную трагедию всех, причастных к этим событиям. Кровь и насилие порождают только кровь и насилие, и психологический дискомфорт, возникающий при просмотре, невозможность однозначно признать чью-то правоту - это очень правильная и полезная штука.