Чем все это пахнет?

Jan 19, 2013 17:51

Кока-кола - вкусно, но не полезно. Морковка - полезно для глаз, но быстро надоедает. А вот бывает же, что и вкусно, и полезно, и не надоедает! Рекомендую. 
Оригинал взят у mzelnikov в Чем все это пахнет?

Аносмия

I
Аносмия (греч. Anosmia) - ослабление или потеря обоняния, отсутствие обонятельных ощущений, несмотря на наличность раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза
и И.А. Ефрона

Мама моя в молодости после перенесенного гриппа потеряла способность чувствовать запахи. В медицине это явление называется «аносмия». Такая нечувствительность позволяла ей спокойно переносить вонь, но больше мешала, поскольку мама готовила еду. Помню, как она, собираясь готовить рыбу, не раз звала меня на кухню и просила: «Понюхай-ка, ничего?» И я определял, свежая рыба или тухлая. В целом, поскольку все остальные члены семьи аносмией не страдали, испорченными продуктами мы практически не травились.

Приведу еще пару примеров, а потом объясню, в чем моя мысль. В жизни мне несколько раз приходилось покупать электрические чайники. В магазине-то все они выглядят блестяще. Бывало, и название на чистом английском, и технические характеристики какие надо, - а на кухне некоторые из них не протянут и месяца. Потом уже, на горьком опыте, приобрел наметанный глаз, и стал ошибаться реже. Научился по каким-то трудно передаваемым эстетическим признакам отличать халтуру от добротного прибора. Еще я научился выбирать из горы апельсинов в магазине сладкие, и при том не такие, что сгниют через пару дней. Как объяснить? Здесь больше нужно полагаться на осязание: надо выбирать мягкие, но не слишком. На ощупь сладкий апельсин так упруго, но приятно проминается пальцами. Теперь - к чему это я все?

В быту еще, куда ни шло, набравшись горького опыта и зря потратив энную сумму денег, мы можем натренировать свои пять органов чувств так, чтобы снизить процент ошибки до минимума. Но все становится гораздо сложнее, когда мы вступаем на информационное поле. Главная, наверное, сложность для всякого желающего разобраться в информационном пространстве состоит в том, что оно наполнено двойниками, фальшивыми копиями. Двойники, суррогаты есть у всего. Подделка стала рутинным элементом PR технологий, и многие научились с удивительной скоростью подделывать все, что угодно. Подделка внешне похожа на свой прототип, но имеет иное содержание, как бы «сделана из другого материала». Например, есть соевое мясо и пр. Соевое мясо и по виду, и по вкусу - точь-в-точь мясо, но, увы: мяса в нем нет, это - соя. Так и в информационном пространстве. Однако, в отличие от рынка, вполне «аппетитная» информация может быть не просто непитательной или «несвежей», она может содержать порцию «информационного героина» или даже «цианистого калия».

Обычно на рынке информации на всякую правду приходится несколько (иногда - много) вариантов правдоподобной лжи. Так что первое, что найдет неискушенный потребитель информации в ответ на свое вопрошание, с наибольшей вероятностью будет правдоподобная ложь. Она и сформирует надолго его мнение по данному вопросу. Таким образом, просачивание правды в информационное пространство становится «безопасным» для распространителей выгодной лжи. Правда теряется среди ее подделок, и не влияет на сознание масс. Этот простой механизм, думается, и лежит в основе веры современных политтехнологов во всемогущество PR.

Да, разумеется, такие подделки делаются с использованием банальной лжи, mendacium vulgare. Но, во-первых, в наш прагматичный век это мало кого останавливает - уж очень хорошо ложь «работает» как шестеренка машины власти или механизма наживы. А ложь эффективная, ложь успешная, - это, считается, уже не явление нравственного порядка - это бизнес. Просто бизнес - «ничего личного». Так сказать, маленький, но незаменимый элемент технологии, производящей полезный (для технолога или его заказчика) результат. Во-вторых, ложь отличается тем, что она массам бывает приятнее правды. Потому-то массы часто охотно клюют на «инфомационные утки», а правду, как правило, не любят. Что еще раз доказывает «полезность» лжи, как элемента информационной технологии.

Что делать человеку, который не хочет становиться объектом воздействия массовой информационной технологии, но при этом все же хочет владеть и грамотно пользоваться информацией о том, что происходит вокруг?
Нужно какое-то «шестое» чувство, позволяющее отличить правду от лжи, особый «нюх» на подлинность и на всякого рода подделки. Отсутствие такого чутья, - своего рода духовная аносмия, - к сожалению, очень распространенная болезнь в нашем обществе. И она делает массы наших соотечественников жертвами информационных манипуляций. Освобождение возможно. Для этого необходимо обрести этот «нюх» или, если хотите, «музыкальный слух», чутко улавливающий фальшь. Хорошо иметь абсолютный слух, но если его нет? К счастью, в большинстве случаев «слух» («нюх») при желании можно развивать. Как же научиться отличить правдивую информацию от лживой?

II
-- Дурак, -- сказал Изя с презрением. -- Рукописи не врут. Это тебе не книги. Надо только уметь их читать...
А.Стругацкий, Б.Стругацкий «Град обреченный»

Всякая информация стремится выглядеть благонамеренной и правдоподобной. Обычно не находится авторов, желающих, чтобы их речь выглядела явной ложью. Так что внешняя правдоподобность текста еще не является доказательством ее истинности по содержанию, и благонамеренности по мотивации. Чаще всего получается как в песне В.С. Высоцкого:

Только к утру обнаружила правда пропажу
И подивилась себя оглядев делово.
Кто-то уже раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую правду, а так - ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали.
"Ложь, это все и на лжи одеянье мое."
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Можно выделить три вида лжи. Первый - подмена фактов оценками. Это текст, содержащий оценки тех или иных явлений или лиц, совсем (или почти) не подкрепленные фактами. Массированное нагнетание (отрицательных, как правило) оценок, вызывает у читателя с советскими корнями условный рефлекс «частичной потери сознания». Над первой и второй оценкой человек еще, может быть, пытается размышлять, но десятки повторяющихся как мантра обвинений гипнотизируют такого человека, и ему начинает казаться, что при такой массе обвинений доказательства уже не столь важны, наверняка, «что-то есть». Таково иррациональное действие «ярлыка» - бездоказательной характеристики чего-либо, вызывающей сильные отрицательные эмоции. Проглатывая без критики большую дозу отрицательных оценок, человек попадает в состояние «информационного отравления» негативом, в котором у него вообще пропадает всякое желание что-либо проверять или доискиваться правды - его просто начинает тошнить от всякого прикосновения к обозначенной теме. Или он само чувство неприятия, индуцированное массой ярлыков, начинает считать доказательством виновности объекта критики. Либо он заражается вирусом клеветы, и сам начинает клеймить, осуждать и громить. Этот психологический прием широко использовался А.Я. Вышинским и другими советскими политтехнологами в показательных процессах 1920-1930-х гг, а также в послевоенных кампаниях шельмования неугодных режиму лиц - Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля и многих других.

В качестве противоядия практически можно предложить, только уловив в тексте языковую агрессию, саму стилистику навешивания ярлыков и бездоказательных осуждений - отправлять такой текст в мусорную корзину, не читая. Если же у Вас крепкие нервы и устойчивость к гипнозу - попытайтесь каждый раз задавать автору вопрос: «а откуда это, собственно, известно?». Если текст не содержит ответа, то все эти претенциозные оценки - только «сор, поднимаемый ветром с лица земли».

Второй вид лжи - ложь фактическая. Это искажение фактов, или прямое выдумывание того, чего не было. Ее можно проверить, если Вы имеете независимый и достоверный источник информации - например, сами видели то, о чем идет речь. К сожалению, большая часть информации, которая нам интересна, касается как раз того, чего мы не видели. Проверка фактов часто довольно трудоемкое дело, но если, проверив 1-2 факта, мы обнаруживаем их недостоверность, а тем более, заведомую ложность, - то есть основания лишать своего доверия сам источник информации. Есть еще один тип фактической лжи - тенденциозный подбор фактов. Если текст носит на себе следы искусственного подбора аргументов под заранее просматривающийся вывод и умалчивания обо всем, что этому может противоречить - это тоже ложь, недостойная доверия. Таким способом легко доказать, например, что солнца не существует: сегодня пасмурно, и никакого «солнца» мы не видим. Также, и на прошлой неделе, и в течение почти всей зимы никто его не видал. И прошлой зимой, кстати, тоже. Так что - нет никакого Вашего «солнца», выдумки это все.

Но часто мы не имеем возможности проверить факты. В таком случае, стоит обратить внимание на то, что написано «между строк». Прежде всего, это мотивация автора. С ней связан третий тип лжи - ложная мотивация. Истинная мотивация автора не всегда совпадает с тем, что им открыто декларируется. Здесь помогает евангельский принцип: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Если человек заявляет, что пишет в интересах дела - но сам ничего конструктивного не предлагает, а только критикует, то значит, его цель - разрушать, а не созидать. Если автор критикует человека, желая ему добра, он пишет не роняя, а поднимая его достоинство, находит для этого и такт и меру в словах, готов «подставить свое плечо» в помощи ему, как друг. Если же в тексте звучит лишь критика из внешней позиции, да еще уничижительная и уничтожающая, не предполагающая возможности исправления человека - это слова не друга, а прокурора, или, еще хуже того - палача. Так что не будем обманываться. Но даже и реальные факты, обнародованные по злой воле (как, например, в случае доноса или предательства), являются в подлинном смысле слова ложью, а не правдой.
В общем, образно говоря, если Вас приглашали в гости и обещали такси, а приехал автозак, вероятно, не стоит ехать.

Наконец, остается еще один способ различить правду и ложь, самый трудный, но и самый надежный. Они радикально различаются по духу, или, если так можно выразиться, по «аромату» или «на вкус». Каждый текст, когда я его воспринимаю, рождает во мне определенные чувства и переживания. Поэт сказал:
«и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я в людях пробуждал».
То же можно сказать и о слове правды. Не всегда слушать правду «легко и приятно», она бывает нелицеприятна, когда обличает наши грехи. Но она пробуждает в человеке лучшие, самые его благородные и высокие чувства. Правда возвышает человека, укрепляет в вере, рождает благодарность Богу и людям, дает вдохновение на покаянный труд, наполняет сердце его состраданием и любовью. Если же текст заражает читателя ненавистью, злобой, страхом, подозрительностью, самодовольством, цинизмом - это верные признаки лжи. Ложь и зло тесно связаны: «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Прит.17:4). К сожалению, немало и таких, кто уже настолько «заматерели» во зле, что у них любой текст вызывает только злые чувства. Тут уже дело не в тексте.
«Но та мудрость, которая свыше, во-первых, чиста, затем мирна, снисходительна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна» (Иак.3:17).
Эта та самая правда, которую еще торжественно называют «истинная правда». Она несет на себе какую-то особую печать первородства и подлинности. Про нее хорошо сказала О.А. Седакова словами И.В. Гете:
Правда давным-давно найдена
И связала союзом благородные души.
Крепко держись ее, этой старой правды.
(Пер. О.А. Седаковой)Дай нам Бог хорошо знать этот аромат Божественной правды, тогда нам никогда не будет грозить опасная духовная аносмия.

III
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

В самое последнее время информационные подделки снова начали активно использоваться фундаменталистскими силами для проведения кампании шельмования всех живых и созидательных начинаний в Церкви, проводимых Святейшим Патриархом Кириллом и многими преданными Церкви пастырями. Многие публикуемые этими кругами материалы весьма полезны как хрестоматийные примеры информационных манипуляций, на которых можно привить навык своим чувствам «к различению как добра, так и зла» (Евр.5:14).

Методы работы столь узнаваемы, сколь и однообразны. Позволю себе в заключении привести пример того, как упомянутые выше технологии информационных подделок позволяют, в расчете на духовную аносмию читателя, создавать жупел на пустом месте.
Возьмем, к примеру, такую простую повседневную ценность, как хлеб. Мы покупаем и едим его почти каждый день, не задумываясь. Да, пожалуй, и трудно найти человека, который не любил бы свежеиспеченный хлеб.

Давайте теперь представим, что в городе Энске на улице Центральной в доме №1 работает 20 лет пекарня, где Вы и весь Ваш микрорайон покупает дешевый свежий хлеб. За годы работы пекарня расширяется, обретает известность не только в своем районе, за вкусным хлебом приезжают не только из пригорода, но и из других городов. Ароматный хлеб становится достопримечательностью Энска, привлекающей многих туристов. И вот, представьте себе, что, как гром с ясного неба, в газете «Энское вече» появляется статья:

Обуздать пекаря-наркодельца!
В доме номер 1 по улице Центральной под видом булочной действует пункт распространения наркотиков.

Месяц назад наша газета получила тревожное письмо жильцов дома №1, обеспокоенных противозаконной работой булочника Иванова. В письме с 500 подписями сообщается, что под предлогом «снабжения малообеспеченных семей дешевым хлебом» пресловутый Иванов проводит преступную протовозаконную вредительскую террористическую деятельность по отравлению жильцов дома особым химическим соединением, которое он добавляет во все свои т.н. «кондитерские изделия». Наш специальный корреспондент, проведя журналистское расследование, выяснил, что это вещество называется на их блатном жаргоне «соль» (только представьте, какой цинизм!) Антизаконная противонародная деятельность этого субъекта глубоко законспирирована и всячески скрывается от народа, что выражается в ежедневном запирании дверей этого заведения на ночное время (чего, спрашивается, боится Иванов? Уж не того ли, что раскроются перед простым народом его черные делишки?) С риском для жизни во время обеденного перерыва спецкору нашей газеты удалось проникнуть в засекреченные помещения «пекарни» и добыть щепотку этого зелья. Оно так искусно подобрано по цвету и по вкусу, что его не отличить от поваренной соли. (И зачем же понадобилась Иванову такая маскировка?) Видимо, это вещество обладает сильным наркотическим действием. За годы своей нелегальной бандитской подрывной работы этому, с позволения сказать «булочнику», удалось настолько «подсадить» жителей дома на свои «изделия», что они годами (!) не хотят покупать хлеб нигде, кроме как у него. Что, в городе нет других булочных? Попавшие в зависимость от Иванова жильцы на вопрос: «почему они не покупают хлеб в других местах?» отвечают, что у него хлеб «вкуснее». А такое паталогическое изменение вкуса, как известно, является признаком стойкой наркотической зависимости. Также опрошенные отвечают, что хлеб у него «дешевле». Да, что и говорить! На какие только уловки не готов пойти зарвавшийся наркоделец, чтобы заманить своих жертв!

Разрушительная работа подпольного диверсанта Иванова, к сожалению, уже привела к непоправимым последствиям: 5 лет назад умер алкоголик Петров из первого подъезда, а в прошлом году скончалась пенсионерка Авдотья Патрикеева, не дожив каких-то двух недель до своего 98-летия. Не пора ли пресечь человеконенавистническую деятельность душегуба Иванова? - спрашивают жильцы в своем письме. Доколе будут бездействовать, в надежде на исправление Иванова, власти нашего города, проявляя столь свойственное им долготерпение и милосердие? Очевидно, что если деструктивная деятельность преступника Иванова не будет прекращена, то правоохранительные органы просто вынуждены будут применить к нему самые радикальные меры, вплоть до пожизненного тюремного заключения с конфискацией имущества. Иначе жертвы наркодельца будут множиться год от года, о чем даже страшно и помыслить.

Редакция газеты «Энское вече»

Приглашаем наших неравнодушных читателей присылать новую правдивую информацию о противозаконной деструктивной деятельности наркодельца Иванова по адресу: ул. Центральная, д. 1, Редакция газеты «Энское вече».

Что ж, если мы умеем правильно читать, то, пожалуй, даже лживые тексты скажут нам правду - впрочем, более не о своем предмете, а о своих авторах. Дальнейшие выводы я предоставляю сделать самим читателям. На многое я не рассчитываю, но если данный текст поможет хоть кому-то выработать иммунитет против очередной инъекции лжи, страха, недоверия и ненависти к врагам в информационном пространстве, - я сочту, что не зря потратил время.

антропология, церковь, восприятие, последовательность, вкус, язык, РПЦ, сектоборцы

Previous post Next post
Up