Де-факто новая республика на Донбассе уже создана. Другой вопрос - останется ли она в нынешних границах. Либо станет Новороссией и включит ещё какие-то регионы Юго-Востока Украины. Либо пойдёт на компромисс с Киевом и войдёт в конфедеративное объединение.
Вариантов много - и ответы на все зависят исключительно от политической воли и правильно поставленных целей.
На сегодня можно констатировать факт, что Донбасс обрёл политическую субъектность и стал самостоятельным игроком в регионе.
Поэтому имеет смысл обозначить ряд вызовов, с которыми предстоит столкнуться молодой республике.
Силовая диспозиция после референдума
Основные угрозы, безусловно, находятся в силовом поле. Потому что никто из членов хунты не смирится с результатами референдума - признать утрату Донбасса будет означать расписаться в собственной непригодности и открыть возможности для Евромайдана 2.0 - который снесёт Турчинова и Ко.
Поэтому, конечно же, никто в Киеве от применения силы не откажется.
Однако никаких силовых возможностей вернуть под контроль Донбасс нет - следовательно, Киев перейдёт к тактике диверсий. Значит, Донбасс наводнят сотни небольших групп, целью которых будет проведение локальных акций - как против инфраструктуры, так и против местных жителей. Отлавливать их будет сложно - следовательно, больше в плен брать не будут. А это выведет конфликт на новую орбиту насилия.
На Востоке Украины обозначится чёткий бастион - вотчина ФПГ «Приват» Игоря Коломойского. Днепропетровская область станет уже прифронтовой территорией, следовательно, все силы будут брошены именно на оборону «княжества Приват», которое после назначения компаньона Коломойского губернатором приросло Одесской областью.
При этом украинская армия уже не особо хочет воевать, следовательно, скоро начнётся тотальное дезертирство. Дезертиры будут возвращаться домой, либо примыкать к сотням Евромайдана, приватовским наёмникам или батальонам армии ДНР.
Так как линия фронта сместилась и размылась, то небольшие городки в прифронтовой зоне будут создавать свои локальные ополчения и присягать то Украине, то Донбассу - лишь бы не грабили.
Важнейшим фактором боевых действий будет то, что очень скоро в республике будет дефицит ГСМ. Сначала он пропадёт у граждан, потом станет дефицитом и для бизнеса. У кого будут запасы бензина и солярки - тот и выиграет тактическое преимущество в военном конфликте.
Никакого другого выхода у Донбасса, кроме как снести власть в Киеве и «княжестве Приват», просто нет - иначе молодая республика станет территорией войны всех против всех. И начнёт разлагаться на мелкие уделы.
Обособление республиканской экономики
Так как госбюджет Украины будет испытывать серьёзные проблемы - скорее всего, Донбассу перекроют перечисление пенсий и зарплат бюджетникам (чтобы вызвать недовольство новой республикой). На деле это лишь обозлит граждан, но, как бы то ни было, - молодой республике придётся в авральном порядке решать задачи экономического обособления от умирающей экономики Украины.
Дело в том, что экономическая модель Украины строилась по такому принципу, что большинство промышленных холдингов было зарегистрировано в Киеве.
То есть производство находится где-нибудь в Краматорске или Горловке, а место регистрации управляющей компании - в Печерском или Шевченковском районе Киева.
И теперь, даже если Донбасс перестанет перечислять налоги в Киев, то ни к чему значимому это не приведёт. Потому что налоги составляют незначительную часть реальных финансовых потоков.
Основные финансы находятся во внутренней бухгалтерии: реальное производство - управляющая надстройка - трейдер - оффшор. И главные звенья цепи, как мы помним, находятся в Киеве.
Поэтому молодой республике предстоит разбираться с бюджетом на уровне каждого отдельного производства и фактически разрушать финансовые схемы, выстраивавшиеся годами. А если учесть, что в этих схемах ещё задействованы оффшоры, - то работа предстоит серьёзная. При любом раскладе придётся столкнуться с сопротивлением олигархии, - которая явно будет стремиться сохранить привычный уклад мародёрского хозяйствования.
Начать можно с активов олигарха Таруты - он явно играет против республики, и кроме вреда от него ждать нечего. Именно на его активах можно опробовать национализацию и деоффшоризацию индустрии и промышленности.
Семён Уралов,
шеф-редактор «Однако. Евразия»
Источник