СКОЛЬКО НУЖНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ В СТРАНЕ СОЗРЕЛ «МАЙДАН»

Mar 29, 2014 17:40



Сколько времени нужно для того, чтобы под воздействием уличных протестов рухнул прежде стабильный политический режим, а, возможно - даже разрушилось национальное государство? Анализ свершившихся революций показывает, что для формирования «ядра протеста» нужно время - и немалое. Речь идёт о десятках дней мирных и «относительно мирных» протестов, которые практически сплачивают оппозицию и готовят её к решительному натиску на власть. Социальные сети и сотовая связь не могут полностью заменить фактор «плечо к плечу». Технологические новинки, которые многократно упростили и уплотнили коммуникацию между людьми, не смогли радикально сократить время на формирование ядра протеста, которое остаётся примерно таким же, как и двадцать лет назад.

В последние несколько лет в центре внимания мирового сообщества устойчиво остаются революции, свергающие политические режимы в разных странах. Растущее число революционных потрясений естественно в условиях глобализации. В последнее время появились признаки того, что экономическая глобализация замедлилась. Так, журнал TIME пишет, что в последние годы темпы роста мировой торговли ниже темпов роста мировой экономики - обычно бывало наоборот. Впрочем, в политической сфере эта тенденция скажется ещё очень не скоро. Пока же глобализация продолжает делегитимизировать существующие государства и вести их ко всё новым политическим кризисам.

Особенностью многих современных революций и попыток революций, является их быстрое и внезапное вызревание. Грозные события чаще всего «проморгали» полиция, спецслужбы, разного рода гражданские специалисты, как то: социологи, политологи, журналисты... Другой их особенностью является радикальный характер революционных потрясений, который сильно делигитимизирует идею национального государства вообще, что в принципе может привести к разрушению государства (как это уже случилось в Ливии и возможно случится в Сирии).

Особенное значение имеет скорость распространения революционных настроений. Разумеется, высокая скорость и, даже, «внезапность» революции определяется новыми средствами коммуникации: широким распространением интернета, сотовой связи, разного рода коммуникационных гаджетов, социальных сетей… Обобщая опыт нашего наблюдения за странами, в которых произошли революции отметим, что эти страны были середнячками по уровню жизни, но при этом выделялись высоким, а кое-где - почти полным охватом средствами сотовой связи, интернетом и социальными сетями.

Время, прошедшее между началом и завершением революционных выступлений

Но одно дело - «внезапное» появление на улицах тысяч недовольных, которое не смогли предсказать специалисты и предотвратить власти. Почему власти не видят растущее недовольство, почему не могут его предотвратить - тема отдельной статьи. Но совсем другое дело - формирование «ядра революции», которое развивается по иным законам коммуникации. Ускорить формирование ядра революции не могут даже социальные сети.

Практическое значение для всех стран мира имеет именно вызревание «революционного ядра» и созревание крайне решительных, действительно революционных настроений в толпе. Как мы видим из таблицы на это уходят десятки дней - даже учитывая, что активность оппозиции опирается на широкое развитие средств коммуникации, в частности - сотовой связи, интернета и социальных сетей.

Даже если число недовольных вначале быстро растёт благодаря соцсетям - мало собрать многие тысячи людей. Надо ещё, чтобы они не расходились длительное время, пока у них не сложится ядро протестных настроений. Опыт неудавшихся революций показывает, что будущая революция может быть подавлена в тот момент, когда она ещё беззащитна - не сложилось ядро, не произошло сплачивание участников протестов.

Если недовольные разделены географически, если они не собирают единого крупного ядра и (или) не могут удержать его, велика вероятность того, что протестное движение захлебнётся. Так случилось в Турции или в Великобритании, где власти жёстко разогнали протестующих, ещё до формирования ядра. В настоящее время власти отключают социальные сети, затрудняя процесс самоорганизации протестующих. Так произошло в регионах юго-восточной Украины, где недовольных хоть и было много, но они разделены по нескольким городам (Донецк, Харьков, Луганск и пр.) и не могут собрать чёткого централизованного и крупного ядра.

В широком смысле необходимость во вполне приличном времени на формирование ядра протеста в современном мире вызвана особенностями сплачивания современных людей. Большинство людей довольно индивидуализированные индивиды. Хотя страны, в которых произошли революции - отличаются от западных стандартов индивидуализма (кроме Великобритании), но все проблемы индивидуализма есть и там. Нужно время чтобы люди сплотились, «притёрлись» друг к другу, приспособились к жизни «на майдане», изменили свою поведенческую психологию… А в практическом плане на «майданах» по всему миру выделяются лидеры, происходит привыкание масс к революционной жизни и боевое сплачивание.

Очевидно, что революционный натиск становится особо сильным после того, как люди сплотятся в рамках акции и обретут целостность коллектива. По аналогии с формированием привычки можно предположить, что быть революционером тоже «привычка». Другая аналогия - военные сборы резервистов, которые делают из гражданских людей солдат. Или - учения, которые толпу мужчин с автоматами превращают в боевое подразделение.

Таким образом, время на формирование ядра в уличных протестах необходимо - и время немалое. Без этого ядра успешная революция просто невозможна. Даже социальные сети, сотовая связь, интернет не могут полноценно заменить сплачивания ядра в «мирных» уличных боях.

Сергей Исрапилов

Источник


Свержение власти, Майдан, ОборонИнформ, ИА REX, Технологии цветных революций, Эксперты, Геополитика

Previous post Next post
Up