ЕГЭ или нет ЕГЭ...

Jun 09, 2024 00:53

... that is the question (тм).

В общем, народ пошел по н-ному кругу ломать копья в связи с грядущими дебатами в Думе по поводу вот этого



via colonelcassad

Железобетонный аргумент сторонников (как им, по крайней мере, кажется) - ЕГЭ якобы стоит на пути всяческих мздоимцев от образования и Системы Блата.

Во-первых, рискну заметить, что на пути Большой Системы Блата он, как и экзамены в советской школе, не стоит. И даже не в силу специфики такого блата, а по банальной причине разности уровня образования для разных слоев нашего общества.

Что касается обычной Системы Блата... Тут куда интереснее, поскольку в этой области случились таки определенные внешние изменения. Если точнее, СБ оказалась закамуфлирована благодаря (а) перераспределению финансовых потоков (в частности, в систему репетиторства, которая в последние годы фактически стала почти полноценной параллелью собственно школьного образования, в которой работают все те же педагоги, хотя шарлатанов развелось... по мере общего снижения уровня образования) и (б) акценты в СБ в принципе сместились в "низовую часть образования", а именно на уровень школы. Прошу заметить: я не утверждаю, что школьные учителя ударились во все тяжкие, однако именно с их подачи, в том числе, НАСТОЛЬКО разрослись многочисленные структуры, параллельные школьному образованию.

К чему же это привело (если не акцентировать на "обидках" какой-то части институтско-университетской профессуры, которая якобы оказалась отстранена от "кормушки" ) в конечном итоге? К сожалению, вовсе не к росту уровня образования школьников и потенциальных будущих абитуриентов (а вот это уже - базовый аргумент противников ЕГЭ). Однако проблема эта, как мне представляется, - вовсе не в ЕГЭ как форме экзамена, а, в первую очередь, в том, что учеба в старшей (а порой и средней) школе начала сводиться к подготовке к сдаче ОГЭ\ЕГЭ. В ущерб собственно учебе. И это я еще не рассматриваю случаи мухлевания с результатами ЕГЭ\ОГЭ и весьма развитую систему получения ответов "на халяву", несмотря на все меры досмотра.

Что же на самом деле важно - это то, что копья народ снова начал ломать в стиле войны остро- и тупоконечников. Какой бы совершенной ни была система контроля за качеством знаний, она не способна изменить ситуацию в том случае, если сбоит сама система получения знаний. Другими словами, опять нам подкидывают повод для расширения диапазона белого шума. Всего лишь. По крайней мере, на фоне НЕрешенных проблем первого уровня, то есть непосредственных причин сбоя. Здравствуйте, любимые грабли.

На самом деле, я уже не первый раз задумываюсь над вопросом корреляции системой контроля каких-то системных проблем. И, как мне кажется, одним из самых простых выходов будет полная отмена экзаменов. НО.
(а) Начиная со средней школы (нынешний 5-й класс) ВСЕ оценки по предметам должны суммироваться в итоговом аттестате. С четким прописыванием критериев оценивания. И доведением этой немудрящей информации до сведения как детей, так и родителей.
(б) Активизируется система профориентации (с активным участием вузов и представителей различных сфер экономики\промышленности), что может включать в себя анализ результатов разнопрофильных предметных олимпиад
(в) решается, в конце концов, проблема с учебными материалами. Ну вот честное слово - ЗАЧЕМ ребенку 3-го класса знать, что в русском языке есть не только мужской, женский и средний род?! К примеру.
(г) Давайте все-таки вернем школе ее первоначальный смысл - места, где получают Знания, а не воспитывается человек очередной формации...
(д)...

... Хм. Пунктов можно много набросать. Но это уже совсем другая история. Никак не связанная с истерией вокруг ЕГЭ or not ЕГЭ, которая является истерией вокруг следствий, а не причин.

Мимоходом, Проблемы, Размышлизмы, Под знаком вопроса, Политика, Общество, Образование. Россия

Previous post Next post
Up