... или таки меняется? Системы тестирования - особенно личностного - всегда вызывали, скажем так, сомнения. Хотя полагаю, их авторы вряд ли когда-либо претендовали на ярлык "истины в последней инстанции".
В принципе, не имею ничего против тестирования в целом и общем (как и "опросов общественного мнения"). Они задают некоторые отправные точки и позволяют пунктирно обозначать некоторые тенденции. Однако нельзя не отметить, что бОльшая часть традиционных тест-методик была разработана в то время, пока еще не пошел перекос в сторону образно-клиповых моделей восприятия. Вопрос - адекватны ли оценки результатов на современном "материале"? Другими словами, стоит ли утверждать, что люди именно что глупеют, а не просто перерасставляют приоритеты в своей сознательной и бессознательной деятельности? Вот тут небезывнтересные результаты еще одного опроса -
Опрос АКСИО-10. Часть I. Цели и задачи системы образованияНе вдаваясь в физиологию (и остальные -химии работы мозга и прочих сигнальных систем), хочу отметить пару моментов. Сам по себе процесс дополнительной стимуляции к развитию правого полушария мозга вряд ли можно отнести к пагубным. Особенно если учесть тот факт, что человечество в последние пару тысячелетий все же отдавало приоритет второй составляющей (не всегда и слишком успешно, но таки да). Гармонизация работы обоих полушарий и является, по сути, способом достигнуть следующего этапа развития человечества как вида (в идеале).
НО. В настоящее время наблюдается проблема. Тот самый перегиб, который ведет к пробуксовыванию работы левого полушария. Уже неоднократно отмечалось снижение способности к восприятию текста, снижению способности критически осмысливать информацию и упрощение языковых средств выражения мысли (как и собственно мысли). Это следствие. Одно из. С потенциально не слишком радужными ПОследствиями (к примеру, повышение эмоциональной (психической) нестабильности).
В сочетании с уже социальными "установками" (бурный расцвет культа потребления, усиленное вбивание клина между реальностью и виртуалом, размывание некоторых традиционных ценностей, начиная от восприятия себя как части некоего общества или, по крайней мере, семьи и тп) это тоже может вывести человечество на "третий путь". Но развития ли? С этой точки зрения "оглупление" - это подходящий термин. Имхо. Потому что этот вектор пованивает тупиковостью.
Может, и по этой причине я несколько настороженно отношусь к призывам нынешнего поколения школореформаторов и реформизаторов образования с прицелом на индивидуализацию, компетентизацию, игровизацию и чрезмерную цифровизацию:-) Впрочем, это уже другая тема. Однако не могу не поделиться еще одним маленьки опусом, мелькнувшим сегодня в ленте. Частично отражает поднятую тему :-)