A lot of букв -пока я созреваю на репортаж и картинки ...

Sep 19, 2011 18:58

День завода, Императорского фарфорового, официально - сегодня, но широкого гулять по этому поводу мы будем только в пятницу. В программе цыгане с медведЯми и блядями фокусники, тир, песни-пляски и высаживание молодых дубков во внутреннем дворе...
Одним словом, текст посвящается 267-летию любимого завода.
Лично я из всего многообразия выпускаемой продукции отдаю свои симпатии костяному фарфору. Легкому, полупрозрачному, с минимумом декора.
От обычного, изготовленного по классической технологии, костяной отличается повышенной белизной, тончайшим слоем глазури и воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием "яичная скорлупа". Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладает достаточной механической прочностью, а при постукивании издает приятный звон.
Родиной костяного фарфора считается Англия. В России он впервые появился сравнительно недавно, в 1968 году. И, кстати, по сравнению с английским, был более тонким и звонким. Как вспоминают старожилы завода, поначалу они слышали много упреков - что, мол, создают бумажные чашки, настолько они были тоненькие и изящные. Судите сами - толщина стенок была всего 1 миллиметр!
Исходные компоненты костяного фарфора следующие: глина, каолин, полевой шпат, кварц. А вот прочность и белизна достигается за счет добавление особого компонента - золы из костей крупного рогатого скота.
В то время, экономически это был супер выгодный вариант - потому что использовались отходы пуговичного производства, то есть из костей сначала делали пуговицы для различной спецодежды и наволочек с пододеяльниками, а уже остатки перемалывали на золу и добавляли в фарфоровую массу. Собственно отсюда и название этого вида фарфора.
Еще один секрет - особый режим обжига. Необходимо сохранить тонкий и хрупкий полуфабрикат... Поэтому первый обжиг (а обжига фарфоровых изделий всегда два) проводится при температуре аж 1250 градусов, обеспечивающей полное "спекание" фарфорового черепка. После этого изделие глазуруют и отправляют на повторный обжиг уже при более низкой температуре.
Сегодня этот технологический процесс выглядит простым и естественным, но в конце 60-х годов прошлого века, говорят, это было маленькой технологической революцией...
Новый цех костяного фарфора заработал в апреле 1969 года, а уже в мае этого года была получена первая партия продукции. В честь этого события первую чашку так и нарекли "майской".
Теперь чашек формы "майская" у нас много-много - с деликатным золотым кантиком, с авторской росписью и даже в варианте с той самой кобальтовой сеткой:







Мне нравятся плавные линии, действительно напоминающие яичную скорлупу (будто бы покрытую лаком):













А еще мне посчастливилось работать с дамой, которая много лет назад была одной из тех, кто разрабатывал эту уникальную технологию костяного фарфора и (как остальные) получила за нее Государственную премию в области науки и техники. Она - просто кладезь уникальных историй, фактов, воспоминаний и каждый разговор с ней - это приключение в прошлое нашей страны, так как фарфор каждой эпохи так или иначе отражал политические, культурные, социальные изменения в жизни общества..
Грешна-увлеклась, но т.к. разговор еще не окончен, просто вставлю фото откуда-то из середины процесса:




To be continued...

Ах, да: фото - собственность завода (+ кое-что из моих архивов).

porcelain, job

Previous post Next post
Up