Как британцы чуть пассажирский авиалайнер не сбили

Jan 23, 2016 18:41



Оригинал взят у antinormanist в Чтение в субботу вечером - как британцы чуть пассажирский авиалайнер не сбили

В мемуарах командующего оперативным соединением во время Фолклендской войны адмирала Сэнди Вудворда есть любопытный эпизод о том, как британцы чуть не присоединились к тёплой кампании сбивателей пассажирских авиалайнеров в годы Холодной войны (в составе СССР, США и Израиля).

В апреле 1982 года, в период движения 317-го оперативного соединения Ройял Нэйви от острова Вознесения на юг, его повадился регулярно облетать "Боинг-707" аргентинской гражданской авиакомпании, реквизированный для нужд военных и превращённый в разведывательный самолёт. Причём аргентинцы ещё и нагло мухлевали, используя для разведывательного самолёта навигационные огни пассажирского авиалайнера. Поднимаемые с британских авианосцев "Харриеры" регулярно отгоняли "нарушителя".
Разумеется, такая слежка нервировала британское командование, особенно возможность использования "Боинга" для наведения на британские корабли аргентинских "Супер Этандаров" с "Экзосетами". В результате адмирал Вудворд получил устное разрешение от морского штаба в Нортвуде сбить "нарушителя". Сбивать его решено было ракетами - так как пока взлетали "Харриеры" он мог успеть убраться.

23 апреля вечером 707-й появился снова. Далее обширная цитата из Вудворда:
"Система управления ЗРК «Си Дарт» на «Инвинсибле» быстро захватила его и давала нам точную информацию о курсе, скорости и высоте полета, а также определяла момент пуска наших ракет для поражения цели на максимальной дальности… До достижения рубежа, где он будет «наш», ему оставалось лететь две минуты.

У меня в этот момент возникает сомнение: вдруг это не он? Но я так не думаю - «нарушитель» навещал нас регулярно в течение трех дней. Пришло время его убрать… Тем не менее я все же требую провести окончательную классификацию: «Есть ли у нас данные о каких-либо коммерческих авиарейсах над Южной Атлантикой?» Уверенный отрицательный ответ. Ну что же, подумал я, если он подойдет поближе, нам придется открыть огонь. Требую провести последнюю заключительную проверку. «От его настоящего места проложить курс вперед и в обратном направлении по карте Южной Атлантики. Быстро!»

До пуска ракеты по «нарушителю» оставалась минута. Каждые десять секунд он приближался на одну милю. Если поднять в воздух находящийся в готовности к взлету «Харриер», он не сможет подойти к «нарушителю» за то время, пока тот находится в пределах досягаемости. Все еще нет ответа от моего офицера. Но через двадцать секунд слышу его осторожный доклад: «Похоже, что самолет следует по прямой Дурбан - Рио-де-Жанейро».
«Оружие в исходное!» - призываю я, и офицер боевого управления немедленно оповещает корабли по радио и запрещает ведение огня.

Для визуальной идентификации самолета послан «Харриер». Естественно, он докладывает, что это бразильский воздушный лайнер со всеми обычными навигационными огнями и освещением внутри самолета, без сомнения, следует по маршруту Дурбан - Рио-де-Жанейро.
Самолет быстро исчезает в северо-западном направлении"

Так в последний момент британцы избежали грандиозного международного скандала, который мог поставить крест на всей Фолклендской кампании.

история, ВМС Великобритании

Previous post Next post
Up