Оригинал взят у
avianikitoss в
Аргентинские Супер-Этандеры. Окончание Начало Первый боевой вылет произошел 1 мая в 16.03. Объектом была неопознанная цель, активно маневрирующая к югу от пролива Сан карлос (San carlos). На финальной стадии эта операция была прекращена, поскольку у командира выполнявшей задание пары произошла утечка топлива.
На рулежке перед тренировочным полетом
4 мая в 9.45 Супер Этандеры 3-А-202 и 3-А-203 взлетают, получив задание на атаку соединения британских кораблей, за которым вел наблюдение SP-2H "Нептун" ("Neptune") 2-Р-112. Корабли были атакованы двумя АМ-39 Экзосет, запущенными в 11.04 с расстояния в 30 миль, в результате этой атаки был уничтожен эскадренный миноносец британских военно-морских сил "Шеффилд" (HMS Sheffield).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3208/212433154.7f/0_1472ca_ba50af67_L.jpg)
Хорошо видна маркировка атак на британские корабли
Вылет 23 мая оказался безуспешным - пилоты возвратились на базу "Рио Гранде", не найдя в зоне поиска никакой цели. С этого же момента эффективность использования военно-морской авиации резко снизилась из-за невозможности использования SP-2H "Нептун" (старые самолеты буквально разваливались в воздухе). Таким образом, поток необходимой информации о соединениях вражеских кораблей резко сократился. К этому необходимо добавить, что когда Супер Этандеры со своими Экзосетами заходили в зону поражения, пилотам приходилось проявлять чудеса прицеливания. В связи с этим, все ракеты класса воздух-море были в срочном порядке доставлены на военно-морскую базу "Команданте Эспора", где они все подверглись тщательной ревизии и перекалибровке, после чего на следующий день их вернули в "Рио Гранде". Таким образом, в течение нескольких часов ракеты покрыли расстояние в несколько тысяч километров на борту самолета Фоккер F-28 (Fokker F-28).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4131/212433154.7f/0_1472cb_c2b5add3_L.jpg)
3-А-211 с неправильной маркировкой на хвосте. 0761 - это Макки МВ-339АА
25 мая 1982 года, в день независимости Аргентинской республики, произошла атака самолетами Супер Этандер 3-А-203 и 3-А-204 транспортного корабля "Atlantic Conveyor" (Атлантик конвейер), находившегося в ста милях северо-восточнее Порта Стенли (Port Stanley). Аргентинцы взлетели в 14.26 с двумя ракетами Экзосет на борту. Цель была поражена и корабль затонул, унеся с собой на дно десяток вертолетов Линкс (Lynx), Вессекс (Wessex) и Чинук (Chinook). Поскольку во время этого полета Супер Этандеры покрыли расстояние в 1620 морских миль, им пришлось дважды дозаправляться в воздухе, для чего использовался RC-130H военно-воздушных сил Аргентины.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3203/212433154.7f/0_1472cc_8faeb455_L.jpg)
3-А-207 подготавливают к тренировочному полету
Последним военным вылетом, произведенным 30 мая, была атака на один из авианосцев королевского военно-морского флота. Задание это было чрезвычайно сложным, поскольку в распоряжении аргентинцев к тому моменту оставалась только одна ракета Экзосет. Вообще-то, для того, чтобы потопить авианосец такого класса, необходимо как минимум четыре прямых попадания таких ракет - и именно поэтому ВВС Аргентины направили вместе с Супер Этандерами два А-4С "Скайхок" (Skyhawk), вооруженных двумя 500-фунтовыми бомбами каждый. Таким образом, Супер Этандер 3-А-202 нес единственную оставшуюся у аргентинцев ракету Экзосет, а 3-А-205 нес три подвесных бака с топливом. В 12.31 самолеты запустили Экзосет с дистанции в 24 морские мили в авианосец HMS Invincible ("Непобедимый"), однако британцы эту атаку не подтверждают. Собственно, этот ракетный залп стал последним вылетом Супер Этандеров в войне за Мальвинские острова. После этого строились многочисленные планы по использованию этих машин в качестве чистых бомбардировщиков, но все это так и осталось на бумаге, поскольку война закончилась.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4600/212433154.7f/0_1472cd_f2d13089_L.jpg)
3-А-209 и 3-А-211 приблизились к KC-130 для отработки дозаправки в воздухе
Боевой счет второй эскадрильи был впечатляющим. Имея только четыре действующих самолета, эскадрилья выполнила пять боевых вылетов, набрала 29 часов налета, потопила два корабля противника (один из которых, "Шеффилд", оказался командным пунктом ПВО всего британского оперативного соединения) и ликвидировала десять вертолетов. Также надо отметить, что это единственное аргентинское подразделение, не понесшие никаких потерь в период войны.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5644/212433154.7f/0_1472ce_6eb48988_L.jpg)
3-А-201 садится на палубу авианосца "Линкольн" (USS CVN-72 "Lincoln") во время учений "Гринго-Гаучо II" (Gringo-Gaucho II) в октябре 1990 года
После войны эмбарго было снято, и эскадрилья смогла пополнить парк самолетов и вооружений. В декабре 1982 года были поставлены оставшиеся девять "Супер Этандеров" вместе с вооружением и запасными частями, что позволило вернуть на службу 3-А-201, "раздраконенный" во время войны на запасные части.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5706/212433154.7f/0_1472cf_71edf30e_L.jpg)
201, 208 и 210 после учебных ракетных стрельб
Самым важным событием в послевоенной истории "Супер Этандеров" стал перелет в середине апреля на авианесущий корабль ARA(V-2) "25 de Mayo" совместно с A-4Q "Скайхок" из третьей истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Во время планового ремонта авианосца, Супер Этандеры продолжали активную деятельность, базируясь на береговых базах "Мар дель Плата" (Mar del Plata), "Трелев" (Trelew), "Рио Гранде" и "Ушуая" (Ushuaia).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9103/212433154.7f/0_1472d0_3628f2b_L.jpg)
SUE в Ушуайе (Ushuaia) - самой южной авиабазе южного полушария
Боевые возможности этих самолетов заметно возросли при применении совместно с Локхид L-188MR "Электрон" (Lockheed L-188MR Electron, представлявший из себя модифицированный для патрулирования и радиоэлектронной войны самолет L-188 Electra).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4704/212433154.7f/0_1472d1_1f98630c_L.jpg)
Несмотря на значительное сокращение военного бюджета, особенно в части обучения, затраты на создание экипажей Супер Этандеров сохранились на прежнем уровне. Основной специализацией этих машин стала теперь штурмовка объектов с малых высот. Уровень подготовки летчиков этой эскадрильи считается очень высоким, чему подтверждением служат всего два происшествия, произошедшие с Супер Этандерами за все время их службы. 1 августа 1989 года 3-А-210 зацепил гребни волн и упал в море во время тренировочного полета на малой высоте, пилот при этом погиб. А 11 декабря 1989 года на SUE 0772/3-A-212 во время полета остановился двигатель Атар 08С (Atar 08C) - пилот благополучно катапультировался. В копилке опыта этой эскадрильи значатся многочисленные дозаправки в воздухе, а также совместные маневры с участием военно-морской авиации Бразилии и Королевского британского флота.
КОНЕЦ
Jorge Felix Nunes Padin
перевод Никиты Донцова
дополнения
alexww1