Уроки еврейской находчивости

May 27, 2012 12:40



Раз так сложилась судьба, что отпуск провели на границе (в буквальном смысле) с Израилем, упустить шанс побывать в Иерусалиме не могли.

Иерусалим - город для желающих загадать заветное желание (и не раз), найти утешение, посетить много исторических мест за короткий срок, поставить большой красный крест на своей карте "открытий" или повесить его себе на цепочку - специальный крест паломника.

Тем более что на территории нашего отеля был вот такой памятник - наверно Моисей после синайского откровения, который так и манил к колыбели трех религий.

Во время путешествия то и дело вспоминались строки из книг Айн Рэнд - насколько израильтяне пронизывают свой быт подобной философией бытия.

1. Первое, с чем сталкиваешься при въезде в страну - таможня.


Опущу стандартные детали. Что удивило: на стенах таможни развешены профессиональные фотографии "наших лучших сотрудников" за все годы - молодые красивые улыбающиеся лица, которые явно гордятся тем, что живут в этой стране и что работают в таможне.

Кто проходил где-либо весь таможенный пост пешком, знает насколько это болезненная процедура, особенно для детей и стариков. В Израиле по всей дороге вдоль таможни расставлены скамейки с видом на море, умывальники с питьевой водой, звучит музыка расслабляющая, на видном месте висит экран с картинками рыб красного моря, таможенники помогают нести вещи вдоль всего пути, если у тебя руки заняты спящим детенышем. Все для людей!

Также не секрет, что израильская виза в паспорте автоматом закрывает право въезда в целый ряд стран арабского мира, в том числе в Арабские Эмираты (а сколько самолетов летают в другие страны с пересадкой в Эмиратах!), поэтому народ обычно подгадывает с поездкой к окончанию действия паспорта. У меня еще 9 лет впереди с этим паспортом, решила поставить штамп на вкладыше, не в паспорт (это можно). Но никто не предупреждает, какой вынос мозга организуют патриоты родины Христа за такое решение.

2. Второе, что удивляет в Израиле - разношерстность населения, каждый слой которого требует соблюдения своих прав и свобод.
Пример первый - городская скульптура.


В Израиле очень любят городскую скульптуру - видимо, чтоб песчаные пейзажи не выглядели так одиноко. Правда не все. В мае появился ряд статей про то, что есть рьяные последователи Писания, которые разбивают скульптуры. Вандалы считают их нарушением завета: "не сотвори себе кумира и не создавай никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды".

Был найден компромисс. Решили, что воплощение человека в скульптуре перестает  воплощать человека, если у нее отсутствует какой-то элемент, например нос или ухо. Поэтому вандалы перестали полностью сносить скульптуры и начали ограничиваться сбиванием с арт объекта какой-то маленькой детали.

Пример второй - метро и трамвай

Многие годы израильтяне мечтали разгрузить наземный поток транспорта появлением метро и даже начали рисовать карты. Для этого уже есть множество пещер, податливая горная порода известняк и транспортные пробки. Но есть и священное писание, которое подземный мир ассоциирует с адом. «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их» (Исайя, 14:9);

Поэтому решили пустить трамвай - гордость Иерусалима. Остановки в трамвае объявляются на трёх языках мужскими голосами в следующей последовательности: иврит, арабский, английский:  «Давидка! Давидка! Давидка!» (странно, что не на русском).

Он идет очень медленно, перекрестки со светофорами проходит на скорости 5 км/час, и все равно бодается с автотранспортом - водители все не могут привыкнуть ни к светофорам, ни к трамваю. Он проходит и через Палестинскую автономию, но пользуется меньшей популярностью среди арабского населения. Израильтяне плетут сказочные страшилки про арабский стиль жизни с кражами невест, разбойничьими нападками и терроризмом, а арабы продолжают нагнетать обстановку своими легендами в адрес "хитрых израильтян", считая, например, что трамвай - часть плана захвата их части Иерусалима.

Пример третий - Храм Гроба Господня


Это высший пример дипломатии,с моей точки зрения. Этот один Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Хотя конфликты все равно случаются, о чем свидетельствует лестница заброшенная над входом в храм, так и не дождавшаяся начала реставрационных работ с 1960 г - представители конфессий все не могут договориться о смете; раскол в левой колонне с 16го века - свидетельство о дележке Благодатного огня и др. Но есть и плюсы в стольких конфессиях - мы посетили Храм вскоре после прихода Благодатного огня, поэтому к нему была длиннейшая очередь, мы пошли к католикам и армянам - там было поспокойнее.

3. Третье, о чем хотелось бы еще упомянуть - мудрость правления.

Смелое руководство в целях оздоровить экономику снизило уровень пособий по безработице, подняло минимальный размер оклада - 47,5% от средней заработной платы по стране. В 2012 году МРОТ Израиля - 35 735 руб.
Так государство "выгоняет" лентяев на работу.

Декрет - 14 недель оплачиваемых, и еще 12 можно взять за свой счет, а потом только можно на час уходить раньше с работы чтоб покормить грудью.
Так государство не дает мамочкам вкусить прелести безработного счастья.

Очень удобно быть предпринимателем -- на небольшие суммы кредит можно оформить даже не выходя из дома - по интернету. Ставки процентные - до 4%.

Пенсии - около 1,5 тыс долларов. А те, кто, например, уже в старости иммигрируют, и не успели отложить с зарплаты в пенсионный фонд ни копейки, получают пособие по старости. При чем израильские старички предпочитают "не портить детей и внуков своими заработками", они передают все свои деньги специальным учреждениям, которые чем-то похожи на дома для престарелых, но гораздо выше уровнем сервиса, развлечений, и живут там припеваючи.

4. Еще 2 объекта, вызывающие восхищение - стена плача и самое дорогое в мире кладбище.

Возле стены плача действительно плачут, а когда мы были, еще и веселятся - шла церемония призыва на военную службу молодых людей и девушек (армия - обязательный этап для всех граждан окончивших школу).
Возле стены можно помолиться (стоят даже длинные полки с молитвословами на разных языках) и вложить записку с желанием в стену.  стати еще один пример дипломатии: раньше (12 век) в стену вбивали гвозди перед путешествием, и ели возвращались из путешествий невредимыми, гвоздь забирали обратно. Потом начали выбивать на камнях имена нуждающихся в помощи свыше. В какой-то момент это посчитали кощунством и попросили писать записочки, аккуратно вкладывая их между камнями в стене. Так поощрается обращение к Богу тех, кто молится не умеет. Раз в год, на Судный День все записки из стены извлекаются и придаются захоронению на древнем еврейском кладбище на Масличной (Елеонской) горе в месте называемым 'Гниза'.


С еврейским кладбищем на склоне Масличной горы связана традиция, согласно которой в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение из мертвых (ср. Иех. 37). И на Страшном суде у первых представших якобы больше шансов попасть в рай. Поэтому верующие со всего мира (в том числе и Пугачева с Кобзоном) стремятся выкупить метры для своего захоронения именно тут.  Стоимость места на этом кладбище начинается от 50 тыс. баксов, и еще нужно доказать что ты - иудей. А местных погребают за счет государства, правда уже не на этом кладбище.Поэтому находчивые израильтяне начали строить 6-уровневое кладбище.

Вот таким нам представился Иерусалим во время короткой насыщенной поездки.

Отдых, международное

Previous post Next post
Up