Истребление хлопконосцев. Гражданская война 1853-1903 гг. Белые и Красные.

Apr 08, 2015 19:40


Оригинал взят у vikond65 в Истребление хлопконосцев



6 июня 1862 года, в ходе американской гражданской войны, у города Мемфис на реке Миссисипи состоялась битва между речными флотилиями Севера и Юга. В этом сражении северяне под командованием адмирала Дэвиса практически без потерь уничтожили эскадру южан. Из восьми "броненосцев" и канонерок Конфедерации спасся только один корабль, а остальные либо затонули, либо выбросились на берег и были захвачены противником.
Слово "броненосцы" я не зря взял в кавычки, поскольку из-за острой нехватки стального проката и даже простого котельного железа южане "забронировали" свои боевые корабли досками с уложенными между ними кипами прессованного хлопка. Уж чего-чего, а этого добра в Диксиленде хватало. Конфедераты назвали такие корабли "хлопконосцами" (сottonclad по аналогии c ironclad - броненосец). Но эксперимент с "хлопковой броней" в первом же бою обернулся катастрофой. Такая "броня" худо-бедно держала пули, однако была бесполезна против выпущенных с близкой дистанции пушечных ядер, которые пробивали ее навылет.

Дэвис же привел к Мемфису пять полноценно бронированных плавбатарей, что и решило исход сражения. Оно почти сразу превратилось в безнаказанный расстрел южан, которые ничего не могли этому противопоставить, поскольку их снаряды против вражеской брони были бессильны. Примечательно, что конфедераты потеряли убитыми и утонувшими от 180 до 200 человек, а северяне - всего одного - полковника Эллета, да и того, можно сказать, случайно. Пуля, влетевшая в амбразуру, раздробила ему колено, а тогдашняя медицина не смогла его спасти.
Побоище, развернувшееся на глазах жителей Мемфиса и солдат городского гарнизона, произвело на них столь гнетущее впечатление, что вскоре город сдался без боя армии Севера.



Эпизод Мемфисской битвы: броненосец северян "Монарх" таранит "хлопконосец" южан "Генерал Борегар". Чтобы ускорить победу и сэкономить боеприпасы юнионисты добили несколько вражеских кораблей таранными ударами.



Гибель еще одного "хлопкового броненосца" Конфедерации.



Самая мощная плавбатарея эскадры Дэвиса - колесный полукатамаран "Бентон". Водоизмещение - 643 тонны, длина - 62 метра, скорость - 5,5 узлов, экипаж - 170 человек, вооружение - два девятидюймовых орудия Дальгрена, 7 32-фунтовых и 7 42-фунтовых пушек. Лобовая броня каземата - уложенные вплотную стальные балки толщиной 64 мм на 76-сантиметровой дубовой подложке. Бортовая и кормовая броня - 16 мм стали плюс два фута прочной древесины. Рубка - сталь 64 мм. Размещение гребного колеса в центральной нише делало его малоуязвимым для вражеского огня.





Броненосец "Кэйро", также принимавший участие в битве при Мемфисе, и его компьютерная модель. Это стандартная бронированная плавбатарея класса "Сити", разработанная в 1861 году под руководством инженера Джеймса Идса. Водоизмещение - 512 тонн, длина - 51 метр, вооружение - 11 дульнозарядных орудий калибром от 32 до 50 фунтов, скорость - 9 узлов, экипаж - 146 человек. Бронирование - аналогично "Бентону".



Еще один участник сражения со стороны юнионистов - броненосец "Сент-Луис", позже переименованный в "Барон де Кальб" и относившийся к тому же классу, что и "Кэйро".



Речная канонерка южан "Генерал Брэгг". Как видно на снимке, она не имела даже хлопковой брони. Это обычный пассажирский "колесник" водоизмещением 1040 тонн с открыто установленными на носу ни на корме двумя 32-фунтовыми пушками. Разумеется, в завязавшейся у Мемфиса дуэли с броненосцами ему ничего не светило, поэтому капитан попытался использовать свой единственный козырь - скорость в десять узлов, чтобы выйти из боя и отвести корабль в безопасное место. Но вместо этого "Генерал Брэгг" напоролся на мель и его команде осталось только покинуть судно. Северяне в дальнейшем использовали этот трофей под прежним названием для военно-транспортных перевозок.





"Генерал Стирлинг Прайс" - типичный представитель класса "хлопконосцев". В бою у Мемфиса он получил ряд крупных пробоин, а вдобавок - столкнулся бортами с другим коттонкладом, сильно повредив одно из гребных колес. Под угрозой затопления "Стирлинг Прайс" выбросился на песчаную косу и был оставлен командой. Позже северяне отремонтировали корабль и ввели его в состав своего военно-речного флота. В 1863 году он принимал участие в бомбардировках осажденного юнионистами города Виксбург.
"Стирлинг Прайс" имел водоизмещение 633 тонны, длину - 55 метров, вооружение - четыре девятидюймовых дульнозарядных орудия.

Previous post Next post
Up