22 июня

Jun 22, 2022 12:00





Когда 9 мая смотрели мы по телевизору красочный парад в Москве, что-то вспомнился мне эпизод моего далёкого послевоенного детства…
Через несколько лет после окончания войны были отменены денежные выплаты за ордена и медали. Суммы это были по нынешним меркам, прямо скажем, мизерные, но при тогдашней бедности и они что-то значили, а ещё больше - сам факт их получения. А тут и празднование Дня Победы было отменено, да и вообще вместо новой, необычной, счастливой жизни, о которой так мечталось там, на фронте и которую прожить уцелевшим завещали миллионы их не вернувшихся с войны однополчан, всё стало на прежние рельсы. Всё так же умостились в начальственных креслах те же крепкозадые самоуверенные начальники, а фронтовики стали чувствовать себя не как в первые минуты возвращения - долгожданными счастливцами, а скорее - пятым колесом в телеге.
Вот и брякнули тогда многие своими орденами и медалями о дальние ящики стола, кое-кто их вообще отдал играться детям. Ну, орденов мне родители, ясное дело, не дали, а вот медальки «За победу над Германией» и ещё какие-то я, карапуз, навесил себе на грудь да и пошёл с важным видом гулять по коридору. Пока не пожурил меня сосед, прошедший войну с Японией (о Японии почему-то старались не упоминать), и уговорил положить на место то, что не мною было заслужено.
Сосед немного прожил после этого, как и многие настоящие фронтовики.

02


Обожженные смертельным пламенем, уходили они один за одним: от старых ранений и контузий, от пережитых нечеловеческих нервных напряжений, а то и попросту спиваясь, не найдя себе места в новой, но отнюдь не доброжелательной и справедливой к ним (да и не только к ним) жизни. Безруких да безногих, кативших своё укороченное тело на паре сбитых досок с шарикоподшипниками, отталкиваясь от брусчатки деревяшками с прорезями для ладоней, с улиц подчистили, отправив в «спецсанатории». С последними из них я стакивался уже через много лет на экскурсии на о.Валаам.
Разными они были, фронтовики, но в основном люди скромные, нехвастливые ( ну разве за исключением конченных пьяниц). Трудно было из них вытянуть «геройские» рассказы об ошеломляющих подвигах - скупы они были на это, да и память ту страшную лучше было не ворошить. И не задумывались мы, мальчишки, почему, к примеру, у отца Костика Крайнего всё лицо испещрено шрамами. О том, что он - Герой, танкист, не раз в танке горевший, вспомнил я, прочтя книжку Наума Циписа «Билет до Винницы» - о людях нашей винницкой Стандартки. И о другом Герое Советского Союза, папе Галки Дикой, как-то вспомнилось только к выпускному вечеру… Они, истинные Ветераны, не блистали орденами и медалями, предпочитая скромные орденские колодки, да от тех потом отказались. Почему? Да потому что тогда ВСЕ вокруг, и старые и малые, были в той или иной мере опалены этой страшной войной - перед КЕМ кичиться орденами? Перед вдовами? Сиротами? Родителями, потерявшими своих детей? Ну, разве что перед выползшими из тылов чиновниками - да те ведь при власти, это они на тебя сверху вниз смотрят и могут в бараний рог скрутить.
Был это даже некоторый скрытый стыд фронтовиков (то, чего не понять многим ныне живущим) перед погибшими своими товарищами за выпавшее на их долю неимоверное счастье - вернуться живым! Перед их сиротами и вдовами, выплакивающими глаза по ночам, а днём рвущими последние жилы, чтобы хоть как-то прокормить этих сирот в тяжёлое, голодное время. Это уже потом на смену им пришло новое поколение запакованных в медальки юбилейные «ветеранов», истинных или справочных, отважно сражающихся за льготы и привилегии, путёвки, мебель, квартиры для себя, своих детей, а потом уже и любимых внучат. И этим уже было подумать недосуг, что пробивая дорогу своим сыновьям и дочерям они, естественно, отодвигают в сторону детей тех, кто спас их, выживших, высшей ценою - ценою собственной жизни, став землёй и травой на полях страшных сражений.

03

У павших в битвах привилегий нет.
Им выпало посмертно породниться
И раствориться в лучшей из планет,
Пусть лучшей - но не жить, а раствориться.

С поверхности исчезнуть навсегда
И на неё не глянуть - хоть разочек!
И вся их привилегия - беда,
Сиротство жён, их сыновей и дочек,

Оставив им в наследство боль тоски
И беззащитность в грозном стадном беге.
А лавры соберут тыловики
И будут добиваться привилегий,

Чтоб всё успеть, всё взять, всё поиметь,
А уж язык избавит от позора.
К себе героев забирает смерть,
А этим миром правят - мародёры.
Но возвращаясь в наше время - откуда такая аналогия при просмотре парадного мероприятия? Да просто показались мне эти взрослые дяденьки и тётеньки, как марширующие на площади, так и на трибунах сидящие, очень похожими на того послевоенного карапуза, который гордо вышагивал «строевым» шагом по коридору, выпятив грудь с родительскими наградами - не заслуженными им, чужими наградами.
Чему радовались эти люди, что праздновали они? Победу? Но разве это их - это чужая победа! Да, память - это прекрасно. Но тогда давайте сегодня праздновать победу предков в сражении на Неве, завтра - на Чудском озере, потом на Куликовом поле, под Синопом, взятие Сибири, изгнание Наполеона и т.д.и т.д. Деяния предков нужно уважать, гордиться. Но ведь прошло уже несколько поколений, и стояли там отнюдь не карапузы с дедовскими медальками, а взрослые люди, которым положено бы иметь СОБСТВЕННЫЕ победы, чтобы ими гордиться. А где они? Нет их! Чем им гордиться? Да нечем!

04

Страна, в которой они родились и жили, побеждена и разорвана на части. То, за что положили жизни десятки миллионов дедов и отцов - растоптано. Победа над фашизмом? Так вот он - шагает по Прибалтике! Вот уже, как и в 41м фашисты маршируют по Украине, распевая, как они будут вешать «москалей» на Красной площади; второй год безнаказанно расстреливают Донбасс: мужчин, детей женщин. Люди гибнут ежедневно, гибнут тысячи людей; а десятки миллионов там, на юге, затаились в рабской оккупации. В чью честь победные марши? Довольные улыбки? Участники сталинского парада в ноябре 41го прямо с Красной площади шли в бой. А куда пойдут отсюда крепкие, отутюженные ребята вместе со своей хвалёной техникой и китайскими и проч. соратниками?
У каждого поколения, как и у каждого отдельного человека, своя жизнь, свои победы и поражения, своё геройство и свой позор. За эти 70 лет не одна война прогремела над миром, слава Богу, не на нашей территории - до недавнего времени. И были и в тех войнах герои - да просто не могло их не быть у нашего народа. И сейчас есть среди нас истинные герои, которыми нам бы гордиться и примером подрастающему поколениям показывать. Может быть там, на площади вышагивают, осыпаемые с трибун цветами, героические добровольцы - ополченцы? Ведут своих ребят Гиви? Моторола? Беднов? И стоя на трибуне, растроганно отдают честь своим ребятам комбриг Мозговой? Стрелков? А каждый присутствующий вновь верит в дедовский лозунг: «Враг будет разбит, победа будет за нами!»? И Россия воспрянет, воссоединив все русские земли и восстановив былую славу? Нет? - Тогда что праздновали? Чему радовались?
И снова новый юбилей,
Которому ужасно рады:
Ну что нам весточки с полей -
Даёшь салюты и парады!

Вновь славословие и лесть,
В прихожей яркий коврик соткан,
И повод для застолья есть,
Глядишь - подешевеет водка!

И президентов погостить
Сюда пришлют чужие страны.
Букетики зажав в горсти
Тут поздравляют ветеранов,

Ну всё чудесно - как в кино!
Да только - пропито наследство,
И ветеранов нет давно,
Тех, что запомнили мы с детства,

Тех, что пришли без рук домой,
Не перемолотые боем,
Тех, кто на роликах культёй
Стоял - с протянутой рукою,

Забытый собственной страной.
Но помним мы, сыны и дочки,
Как опалённые войной
Они ушли поодиночке.

В послевоенной той золе
Всего и всякого бывало.
Чтож - им забвение в земле,
А честь и слава - генералам!

Но страшную забыв цену
(Бог с ним: кто был вторым, кто первым!)
Мы ту, спасённую страну
Пропили в 91м,

И разодрав её в куски,
С собою сами мы лукавим:
Чужие нюхаем носки,
Но всё себя за что-то славим.

И второсортные вдвойне,
Куда-то тщимся мы поныне,
А вот уже как в той войне
Фашизм идёт по Украине.

Там смертный бой, огонь и кровь,
Там города срывают танки,
А на управах виснут вновь
Желто-блакитные портянки.

Но нам всё это - трын-трава,
А если уж чего и надо,
То - юбилеи подавай
Да новую Олимпиаду!

Ну нет, конечно - всё путём,
И мы всегда готовы к бою,
Но вот в историю идём
С повёрнутою головою.

Вот снова гуси подросли
(Крылова помним мы едва ли)):
- Да наши предки Рим спасли!
А мы? А мы - страну просрали!

Источник.

05


Вторая Мировая

Previous post Next post
Up