Тема "египетской" архитектуры в архитектуре Петербурга достаточно хорошо изучена. Прежде всего хочется вспомнить "египетский" дом на захарьевской.
01.
Египетский дом на Захарьевской улице.
Однако, сегодня покопавшись в интернете я пришел к странному выводу.
Все дело в одной старой статье. Где автор из Египта сравнивает ряд форм Арт-Нуво с крыльями скарабея.
Что из этого может получиться смотрите дальше...
02.
Изображение Жука Скарабея.
Египетский автор сравнивает крылья жука скарабея с некоторыми формами в модерне.
03.
Портал доходного дома в Брюсселе.
Давайте вспомним где можно увидеть такие своеобразные крылышки на фасаде Петербургских домов без прямой отсылке к Египту.
Окажется что это очень много "Северного" Модерна.
04.
Фотографии взяты с сайта
http://bubyr.narod.ru/buildings/stremjannaja.html В Петербурге хорошо известно о "плагиате" архитектора Минаша у Бубыря. Мне кажется что ситуация несколько другая. Неизвестен скульптор изготавливавший скульптуру. Может это была его творческая воля? А вот манера изображения крыльев была определенно "египетской". Но подробнее я хочу поговорить о другом случае.
Вспомним другой известный памятник петербургского модерна.
05.
Петроградская сторона. Малый проспект 32.
Смотрите какой "классический" ангел. Давайте поищем его коллег в классицизме. Наугад в гугле.
06.
Ангел на Адмиралтействе. Петербургский пример классицизма 19 века.
Смотрите какой скульптор дотошный попался. На адмиралтействе он каждое крылышко вылепил. Слишком много я фото ангелов не нашел почему то в классицизме. Но вот еще один.
07.
Ангел из Интернета.
08.
Это судя по-всему уже барочные товарищи.
В связи с барокко как тут не вспомнить детскую песню. Сидит ворон ангел на дубу и играет во трубу. Труба точенная позолоченная. Мне эта песня нравится тем что даже проговаривая ее получается вполне барочный ритм. Как у Вивальди удар на конец музыкальной фразы. А ангелы у нас они свободный дух любят. Смотрите как волосы у них играют.
09.
Вот опять модерн и опять Петербург. С символизмом кстати в виде знаков задиака вокруг солнца. И русскою косою.
Символизм он символизмом. Коса косою. Но у ангела с петроградской стороны достаточно редкое наследственное заболевание.
10.
Опять ангел с петроградской стороны.
Ему бы жить не тужить. И на шарике земном он стоит. Шарик маленький (опять какой никакой, а символизм) . И юбчонка у него полупрозрачная (кстати наш ангел девушка). И Венки классические он в руках с гирляндою держит. Отвлечемся на юбчонку. Тут особый случай. Она полупрозрачная. Это особое искусство. Смотрите вот древняя греция и с вуалью у скульптора не получилось.
11.
Женщина в вуале. Древняя Греция. Архаика?
Вроде и видно что вуаль, а женщину по человечески жаль. Некрасиво как-то.
12.
А это барокко. Коррадини. Главный мастер накидывания вуалей на женские скульптуры.
В барокко уже с вуалью все было впорядке. Мелочь конечно. А Ангел наш девушка с Петроградской стороны, та что заболела, она не в простую юбчонку одета, а барочную. И на шарике она не простом стоит, а маленьком. Это хоть немножко, а символизмом попахивает. А чем же заболела наша девушка?. А это погодите. Нам надо с веночками и гирляндами сначала разобраться.
13.
Опять ангел с петроградской стороны.
14.
Классический ангел с арки Генштаба. Демут Малиновский вроде.
А дело в том что ангелы нормальные они без гирляндочек обходятся. Венок это да! Это сила. Венок это победу ознаменовать, повесить его на черепушку кому-нибудь. Выполнить свое ангелиное предназначения. А гирлянда то она что? Лишняя выходит? Украшательство?
15.
Скульптура на сберкассе построенной Отто Вагнером. Отто Вагнер - ну очень хорошо модерн сецессион понимал и родителем его числился. Лишнее он не любил.
А лишнее и украшательство другим совсем временем попахивает. Лишнее это мы в эпоху развитого романтизма любили. И что же это выходит. Очень даже странный ангел с Петроградской стороны получается. Юбочка у него из барокко, гирлянда из романтизма,шарик от символизма. Ну хоть что-нибудь от классической сути осталося?. Тут еще оговорку сказать надо. Что в книжной графике модерна девушек с гирляндами много. Ну чем опять не влияние романтизма? Зачем им гирлянда глупым? Взялись за руки и танцуй!
16.
Опять ангел с петроградской стороны.
Вот прическа у ангела вполне в духе. Волосики тесемочкой к голове прижаты. Скромненько и аккуратненько. Кто бы подсказал как прическа называется? Античная ли? А что с заболеванием то. А крылышки у нашего ангелочка заболели. Как с египетскими крылышками в северном климате жить? Вон они как странно по углам от холода позаворочились. Даже немного на своих прародителей не похожи. Вот в Вене теплее там и змеи повылазили откуда надо.
17.
Ангельская аптека в Вене.
А у нас в Петербурге совсем холодно пришлось привыкать. Все же древность устройства крыла ангельского чувствуется. Какое-то оно не проработанное. Вот что в классицизме, что в барокко, что у девчонки с косой с крылом все в порядке. Смело может на воздух стать. А у ангелицы с Петроградской стороны только по воздуху махать. Полету никакого.
18.
Оригинал? Петербург?
КОНЕЦЪ
Тьху ты совсем мне эти ангелы голову задурили. Я ведь хотел сказать, что на здании Вагнера, ангел он тоже с больными крыльями. Но как-то по особенному. И еще модное искусство показать. Не это арт-нуво упадочное. Это самое. Оно Арт-деко называется. И там все нормально, как у богатых людей. На копоте автомобиля ангел сидел. Только это. Ну вы не сердитесь. Крылья у него Ягипетские были.
19.
Арт-деко. На капот фигурка.
Теперь и точно. Конецъ на сегодня.
Источник.