На днях вышел мини-сериал "Операция "Неман", снятый по мотивам романа Богомолова "В августе 44-го" (бедолага Богомолов пропеллером вертится в гробу, да...). Создатели сериала, по-видимому, решили приурочить его к 80-летию СМЕРШа и вообще хотели как лучше, а получилось как всегда.
Короче, как вы уже поняли, я на праздниках посмотрела фильмец, и спешу выразить своё негодование.
Начнём с того, что я бы лично предпочла, чтоб новый сериал был близкой к первоисточнику экранизацией и своего рода расширенной версией фильма "В августе 44-го" - ну, того самого, двухсерийного, снятого в 2000 году и с Мироновым и Галкиным в главных ролях. Однако я прекрасно понимала, что этого не будет, ибо ещё в анонсах указывали, что сериал снимается "по мотивам" романа Богомолова. Поэтому я ждала лютой отсебятины и увы, предчувствия меня не обманули - создатели фактически состряпали фанфик по роману Богомолова.
Однако фанфик фанфику рознь - иногда встречаются и хорошие, интересные фанфики (мне самой говорили, что моя альтернативная концовка "Ведьмака" получилась лучше, чем у пана Сапковского!). И если бы создатели фильма придумали по-настоящему классный, захватывающий фанфик с лихо закрученным сюжетом, претензий к ним было бы гораздо меньше - народ с волнением следил бы за развитием интриги и думал: "Ну-ка, что они там ещё наворотили?"
Но увы, интересного, классного фанфика у создателей не получилось. И поэтому зритель (ну, по крайней мере умный зритель, читавший и перечитывавший классический роман Богомолова) не следит с волнением за сюжетом, а плюётся и говорит: "Блин горелый, лучше бы они придерживались первоисточника - интереснее было! Ну ЗАЧЕМ это? Какой в этом смысл? На хрена было превращать обычного крестьянина Окулича который всего лишь обменял овцу на керосин, в парикмахера и немецкого агента? Зачем сделали немецкой шпионкой обычную мирную жительницу пани Гролинскую? Почему у вас Мищенко такой идиот - убивает своих же агентов, долго сидит в лесу в схроне; крутит любовь с немолодой немкой, агентом "Ивашовой"; не знает, кто такой агент Матильда и вынужден выходить на него по паролю (да в первоисточнике даже радист знал, что Матильда офицер штаба фронта!)? Зачем Алёхина сделали хворым, с осколком в сердце? Зачем Басоса на короткое время воскресили да ещё и назначили руководителем группы? Зачем уже ставшие классическими слова, которые с таким колоритом произносил в фильме "В августе 44-го" Алехин-Миронов ("закон порядка требует", "у меня в госпитале повариха была" и пр.) в новом сериале отданы не Алёхину, а какому-то эпизодическому герою? Почему кульминация фильма совсем не такая, как в первоисточнике и вообще никакого момента истины нет? ЗАЧЕМ?!!"
В общем, список вопросов, которые негодующие зрители хотели бы создать криворучкам-режиссёрам, можно было продолжать до бесконечности, но мы на этом остановимся (в целом, всё ясно...) и перейдём ко второй части марлезонского балета - к актёрам.
Актёры, граждане, это тоже кошмар. Во- первых, они практически все СТАРЫЕ для своих ролей, и это очень режет глаз : стар Таманцев в исполнении Макарова, стары Алёхин, Мищенко, генерал Егоров (Егорова, кстати, играет "майор Черкасов", то есть Смоляков) - в общем, все основные герои. Во-вторых, они не играют (вот в фильме с Галкиным и Мироновым Галкин таки играл, да...) а произносят необходимые по сценарию слова. Поэтому не удивительно, что самый колоритный герой, Таманцев с его специфическими словечками и поговорками, получился у них совершенно никаким, что на пользу фильму однозначно не пошло.
Ну и в третьей части нашего марлезонского балета скажем пару слов об идеях. Тут я как самый объективный и справедливый в мире человек хочу поблагодарить создателей за то, что они обошлись без кровавого Сталина и злых чекистов. Но вот на хрена было в 2023 году вставлять в фильм фразочки типа "вернулись Советы и половину народа отправили на Колыму", я не постигаю.
Вывод: многосерийную экранизацию прекрасного, классического и введенного в школьную программу романа "В августе 44-го" ("Момент истины") надо было постановлением худсовета партии и правительства поручить товарищу Бортко, ибо товарищ Бортко на деле доказал, что умеет бережно обращаться с классикой. Но увы, "Операцию "Неман" снимал не Бортко, и потому получилось то, что получилось.
Грустно, девушки.