Если вчера ни свет, ни заря я подорвался, чтобы успеть на гонки буйволов, то сегодня я занимался сбором информации о предстоящих церемониях кремации (называется нгабен). В Сингараджу я приехал по наводке Миши Цыганова
m_tsyganov. Он посоветовал один храм (храм на Бали называется пура) в этом городе, где часто проводятся подобные церемонии. Перед самим храмом кофе и другими мелочами торговала тетечка. Решил расспросить ее для начала. В результате нарисовалась еще одна тетечка, у которой свой женский салон. Обе они тут же мне рассказали, когда будут проходить похороны (называется нгабен), свадьбы и церемонии подпиливания зубов (называется мапандес).
Зашел в храм. Встретил местного служителя. Пока я протягивал ему руку, выбежала лающая собака. Тот (служитель), не церемонясь, дал ей ногой по морде. Нога была в тапочке. Потом стоит такой, улыбается, мол, «чем помочь могу?».
Информацию, которую дали мне две тетечки, подтвердил служитель. Тогда я отправился икать дом умершего, чтобы уточнить детали. По пути заблудился. Заблудился не потому что сам виноват, а потому что индонезийцам обычно лишь бы куда вас послать направить, даже когда они не знают места, куда вам надо. Есть у них такая характерная особенность.
- Здравствуйте! А на вашей ли улице будет проходить нгабен 14-го числа? - спрашиваю я случайную женщину, которая вдруг со мной поздоровалась.
- Ты вообще не на той улице, тебе надо идти (дальше детали), - ответила она.
- А на вашей улице происходить что-нибудь будет? - поинтересовался я, воспользовавшись случаем.
- Свадьба. Сейчас идет. Тебе нужно пройти дальше.
Так я вместо похорон оказался на балийской свадьбе….
Балийская свадьба этим утром
2. Жених и невеста
3. Гости
4. Церемония
Свадьба закончилась через 10 минут после того, как я на ней объявился. Успел в последнюю минуту.
5.
Поэтому пришлось отправиться блуждать дальше, пока наконец не нашел дом семьи умершего, которого должны будут кремировать 14 июня (согласно полученной информации). Не заметить дом было невозможно. Там уже собрались родственники и гости, совершались церемонии. Встретили меня как-то слишком радужно для похорон. Но в Азии нечему удивляться. Здесь к жизни и смерти относятся совсем иначе.
Дальнейший допрос выявил следующие детали:
1. «Умерший» умер аж пять лет назад! Все это время семья копила деньги на церемонию кремации.
2. Звали его Ketut Arta Bauwa. Умер в возрасте 51 года. Остались у него три сына, одна дочка, куча внуков и одна жена. При жизни занимался бизнесом. Экспортировал буйволов (живых) с Бали на Яву.
3. Пять лет назад тело Кетута закапали на кладбище. Выкапывать не собираются. Миша Цыганов
m_tsyganov рассказывал, что на Бали дело обычное, когда умершего закапывают, копят деньги на нгабен, потом выкапывают и сжигают. Но семья Кетута решила обойтись без этого.
4. Сжигать будут так называемые «символы»: кусочек дерева ченана и китайские монетки. Вместе с «символами» Кетута будут сжигать еще символы других 18 умерших из более бедных семей.
5. 11 и 12 июня родственники и друзья будут готовиться к нгабену. 13 июня состоится важная церемония. 14 июня будет кремация. 17 июня будут традиционные танцы и выступления.
Несколько снимков с подготовок к нгабену:
6. Парадный вход
7. Попросили сфотографировать
8. Здесь принимают гостей
9. Женщины при помощи дубинок и какого-то корыта исполняют ритмичную музыку.
10.
11. Женщины со всех окрестностей несут «что-то» (выяснить не успел) для предстоящей церемонии.
12.
13.
14. Женщины готовят угощения. Я попробовал. Вкусно.
15.
16. А здесь хранится важная ритуальная штуковина
17. Называется ВАДА. 14 июня ее будут нести через город до самого кладбища
Языковой прикол. Подходит ко мне бабушка одна веселая.
- Кушать будешь? - спрашивает.
- Я уже сыт (saya sudah kenyang) - отвечаю я ей по-индонезийски. Присутствующие скромно засмеялись. Тогда я еще не знал, что «kenyang» в Сингарадже (или вообще на Бали) значит немного другое…
Мужики мне объяснили, что дословно я сказал «У меня уже стоит». Бывает же…
Сегодня вечером я собирался вернуться в Убуд. Пришел на местную станцию. Последний минибас уехал. Оджек (мототакси), который на станции тусовался, предложил догнать этот минибас. Я отказался. Знаю я этих оджеков. До самой Куты мы бы догоняли этот минибас, который, как выяснилось позже, уехал больше часа назад. Автостопом ехать тоже был не вариант, ибо по ночи это чревато зависанием где-нибудь на трассе (а с собой я даже спальника не взял). Поэтому решил остаться в Сингарадже. Завтра поеду.
18. Сегодняшний закат. Пляжи в Сингарадже не ахти. Уже второй раз попадаю на кладбище.