Интервью журналу "AG. Автогид"

Jun 14, 2011 19:30




AG: Почему ты стал путешественником? Когда впервые отправился в путь?

Я всегда мечтал об этом и в один прекрасный день решился. Мне было 19, когда я собрал рюкзак и зимой отправился в Китай. Как сейчас помню харбинские морозы. Проехал страну с севера на юг и через 21 день домой. Думал, что больше никогда не буду путешествовать.

AG: Когда понял, что это не просто хобби, а смысл жизни?

Я понял это в 20 лет, когда в моей жизни не осталось ничего, кроме дороги. Я отправился автостопом из Владивостока в Сингапур. Доехал за полгода, но того, чего искал, не обрел. Тогда и смирился с тем, что остановиться смогу нескоро. Остался в Азии еще на полтора года. Объездил всю Индонезию, пожил в Малайзии, вернулся домой. Но я бы сказал, это не смысл жизни, а стиль жизни.

AG: Как родители относятся к увлечению? Не разочарованны ли, что сын не стал банкиром/юристом/главой многодетного семейства?

Когда первый раз увидели меня по местному телевидению и стали читать мои заметки в газете, вопрос был закрыт.

AG: В каких странах побывал?

Длинным списком стран я похвастаться не могу. Мне интересен не беглый осмотр, а долгое пребывание. Поэтому посетил я на данный момент только десять стран: Южную Корею, Китай, Казахстан, Папуа-Новая Гвинею, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию. Практически каждую из этих стран я знаю не хуже местных жителей.

AG: В какой бы задержался? Почему?

Я всегда задерживаюсь в тех странах, где действительно хочу. В этом и есть преимущество моего стиля путешествий, когда нет никаких временных ограничений, кроме тех, что указаны в визе. Причины задержаться могут быть разными - просто понравилось место, нашел работу, встретил девушку, устал от дороги и т.д.

AG: Самое удивительное путешествие или какие-то потрясающие запоминающиеся моменты.

Самым удивительным путешествием была, пожалуй, авантюра с деревянном каноэ, на которым я и мой немецкий попутчик Дитрих шли вдоль побережья Папуа-Новой Гвинеи. Мы еще попали в самый неудачный сезон, когда поднимаются большие волны и дует встречный ветер. Только ночью при полной луне можно было расправлять парус. За ту поездку я, наверное, постарел лет на несколько, но в конце концов мы оба остались довольны. А запоминающихся моментов всегда хватает. Перечислять можно до бесконечности: съемки в кино в Таиланде, цветение сакуры в Южной Корее, жареные кузнечики на закуску в горном Лаосе, восхождения на вулканы Индонезии, танцы аборигенов Новой Гвинеи и посиделки с вождями в деревянной хижине у очага, где разгорается костер. Много всего.

AG: Как проходит подготовка к путешествию - выдумывается страна и поехал? Или есть какая то определенная концепция под каждое путешествие?

Обычно я выбираю не страну, а регион. Затем изучаю визовый вопрос, собираю рюкзак и еду. Долго готовиться не люблю и в каждой поездке стараюсь что-нибудь поменять, чтобы не повторять прежний опыт.

AG: Насколько подробно прорабатывается заранее маршрут? Части ли опираешься на удачу?

Я никогда не составляю четкого маршрута. Зачем себя ограничивать? В путешествии для меня важна свобода, а не пунктир, отмеченный на карте. А без удачи в дороге никак. Удача - моя верная спутница.

AG: Кто-нибудь ждет тебя по пути следования, всегда ли есть возможность где-то остановится на ночлег? Приходилось ли ночевать на улице?

По молодости, вернее по неопытности, нередко оказывался на улице. Теперь уже и не помню, когда последний раз ночевал под открытым небом где-нибудь в современном мегаполисе. Чем дольше путешествуешь, тем больше у тебя друзей по всему миру. К тому же в наше время интернет позволяет найти бесплатный ночлег практически в любой стране, да и бюджетных пристанищ в популярных у путешественников регионах тоже хватает.

AG: Путешествуешь только автостопом?

Раньше путешествовал только автостопом, но сейчас, к сожалению, я далеко не всегда могу себе это позволить. Сегодня у меня в приоритете мобильность, а не экономия. На трассу теперь выхожу по необходимости, когда нет других вариантов. В автостопе своя романтика, свой драйв и даже своя философия. Без этого я бы не увидел мир таким, каким знаю его сейчас. И нет ничего лучше для знакомства с жителями чужой страны, чем поездка автостопом.

AG: Всегда ли легально пересекал границу? С какими трудностями при этом сталкивался?

Мысли о нелегальном пересечении некоторых границ меня посещали, но я тут же отказывался от таких идей. Нелегально через границу - это не авантюра, а реальный срок в тюрьме какой-нибудь не самой благополучной страны. Но однажды контрабандист-папуас провез меня и попутчика в чужую страну нелегально без нашего на то согласия. Тогда мы легко отделались. Пришли и сдались пограничникам, которые оказались людьми понятливыми. Кроме этого случая, в чужую страну всегда въезжал по правилам. С трудностями сталкивался часто. Пограничникам, бывает, не очень нравится мой российский паспорт. Приходится доказывать им, что я порядочный турист и еду в их страну, только чтобы оставить там много денег и убраться во время. Иначе не пустят.

AG: Что ты открыл в себе во время странствий?

Я заново открыл себя, и это самое главное. Я узнал, на что способен, чего от себя хочу и как этого добиться. Я перестал в сомнениях метаться от одного к другому и начал жить. Оказалось, это так просто.

AG: Чему научился у других народностей?

Научился многому, но не у какого-то отдельно взятого народа, а у Азии в целом. Научился улыбаться совершено незнакомым людям, научился верить и не сдаваться, научился уважать чужую культуру и чужие обычаи, научился понимать людей при помощи одного лишь языка жестов, научился буддийскому спокойствию и терпению. А папуасы научили меня открывать кокосы.

AG: Что ты несешь новым друзьям, встречающимся по пути? Какие мысли, ценности, идеи?

Главное - нести позитив окружающим тебя людям, а все остальное они и без меня знают. Просто иногда им можно об этом напоминать. Напоминать о том, что жить надо не будущим, а настоящим, о том, что нельзя отказываться от своей мечты, о том, что выбор - это личное дело каждого и он всегда есть, о том, что мир полон добрых людей, о том, что нет никаких преград, кроме тех, которые мы выдумываем для себя сами, о том, что только мы кузнецы своего счастья, как говорил мне не раз отец.

AG: Откуда деньги на путешествия? На что ты живешь?

Сегодня зарабатываю только travel-журналистикой. Мои статьи и фотографии печатаются в разных журналах. Материалов у меня хватает. К тому же я сотрудничаю с интернет-проектом “Турбина.ру”. Турбина выступает спонсором моих поездок. В апреле прошлого года это была Южная Корея, сейчас - Новая Гвинея. Но такая работа внесла свои поправки в стиль моих путешествий. Теперь я еду в новое место не просто для того, чтобы увидеть все самое-самое, а чтобы написать очередную статью. Но мне это нравится.

AG: Сколько языков ты знал, когда отправился в первое путешествие, сколько знаешь сейчас? Учишь специально или набираешь словарный запас в процессе?

Всех языков не выучить. В каждой новой стране достаточно по приезду набирать запас полезных слов. Хотя бы для того, чтобы быть вежливым с местными жителями. Когда уезжал, я немного знал английский. Сейчас я на нем общаюсь каждый день. Других иностранных языков не знаю, но учу потихоньку индонезийский.

AG: Как спасаешься от экзотических болезней?

Никак. Потому что никогда с этим не сталкивался. Правда, до того дня, как не поехал в Папуа-Новую Гвинею. Холера, тиф, малярия, лихорадка денге - краткий список того, чем болели люди вокруг. Я отделался малярией. Три раз переболел в течение двух месяцев. В первый раз чуть не помер. Несколько дней температура была то за сорок, то около сорока. К температуре добивались еще галлюцинации и сильнейшая головная боль. Лекарства, которые нашли в деревне, не очень-то помогали. Местные даже шамана приглашали ко мне в хижину. Выкарабкался с Божьей помощью.

AG: Ты собираешься остановиться? Планируешь ли семью?

Этот вопрос мне задают очень часто. Отвечаю обычно просто: будет смысл остановиться - остановлюсь, появится потребность в семье - заведу. Создание семьи - это очень серьезный шаг, и подходить к нему надо не только с ответственностью, но и с душой. Не пришло еще мое время, а заставлять себя неправильно, считаю я. Тем более что семьянины есть и среди заядлых путешественников.

AG: Тебе не бывает одиноко в чужой стране?

Нет. Вокруг всегда есть дружелюбные люди, с которыми можно поговорить пусть даже ни о чем. Одиноко может стать только тогда, когда попадешь в серьезные неприятности. В эти минуты падает моральный дух и все видится в серых красках. Я научился с этим справляться. Не бывает чувства одиночества в мире людей, если ты открыт этим людям.

AG: Ты считаешь себя патриотом?

Да, конечно. Без всяких сомнений. Не смотря даже на то, что на Родину меня никогда не тянет. Я горжусь тем, что я русский. Это чувство обостряется, когда находишься в чужой стране. Приходит понимание того, что ты просто другой среди непохожих на тебя людей. И тогда хочется быть другим из далекой, но такой родной России.

AG: Где, на твой взгляд, безопаснее путешествовать - по глубинкам России или по закоулками развивающихся стран?

Все относительно. Иностранцу, например французу, будет безопаснее в российской глубинке, чем мне. Исходя из своего опыта я могу сказать: будь то Индонезия или Россия, неважно, свои скорее помогут иностранцу, нежели соотечественнику. Во многих странах легче путешествовать будучи гостем, нежели гражданином. Но это лично мое мнение, с которым другие путешественники могут не согласиться. Вообще, безопасность в путешествии зависит во многом от самого путешественника. Например, считается, что уровень преступности в Папуа-Новой Гвинее не уступает странам Африки. Я в Папуа-Новой Гвинеи провел два месяца. Ни убить, ни ограбить меня никто не пытался. Повезло? Не думаю. Просто опыт. И интуиция. В Лаосе у меня как-то стащили рюкзак, в Малайзии дернули сумку с паспортом. В обоих случаях был только мой прокол.

AG: В СМИ тебя называют писателем - ты пишешь книгу? Планируешь ли издаваться или ограничишься путевыми заметками в Медиа и Интернете?

Это моя больная тема. И материала для книги хватает, и писать научился кое-как, и время есть… Но как сажусь за эту работу, напишу треть и понимаю, что получается совсем не то, что хотел. Затем откладываю материал в долгий ящик. Проходит время, начинаю с чистого листа. Цикл повторяется. В своей жизни я точно напишу книгу. Единственную. Поэтому на страницах такой книги будет лучшее из того, на что я способен. Но сегодня я не готов к этому. Тем более что пока меня вполне устраивает публиковаться в журналах и выкладывать свои материалы в Интернет.

AG: Какие места планируешь посетить в ближайшем будущем?

Трудно сейчас сказать. С ноября прошлого года я гуляю по острову Новая Гвинея и пока уезжать не собираюсь. Держит меня здесь девушка, и остаются еще места, которые уж очень хочется посетить. Когда закончу с Новой Гвинеей, буду уже опираться на свой бюджет. Если хватит денег улететь в Латинскую Америку, то я готов потратить как минимум год на Анды, джунгли Амазонии, карнавалы и изучение испанского языка. В любом случае окружающий мир не перестает меня удивлять, и поэтому я не сильно расстроюсь, если придется променять Перу на Афганистан, или Эквадор на Фиджи, или Бразилию на Эфиопию.



Новая Гвинея, мои публикации, в СМИ обо мне, ЛАЙФ, опубликовано в журнале, Азия

Previous post Next post
Up