День. Кете Кольвиц...

Apr 22, 2020 18:09

22 апреля - скончалась Кете Кольвиц (1867-1945), немецкая художница и график, антифашист…



В день, когда Кете Кольвиц должно было исполниться 78 лет, газеты напечатали поздравительные статьи. И только через девять дней люди узнали, что выдающаяся немецкая художница скончалась еще в апреле.

Ее не стало 22 апреля 1945 года, и звук погребального колокола в часовне Морицбургского кладбища сливался с гулом вплотную приблизившегося фронта. Кете Кольвиц вынуждена была бежать из Берлина в далекий Морицбург, где и умерла. На скромном гробу лежала веточка зелени...



Из цикла “Голод”. 1924 год

Из близких на похоронах были дочери ее первенца, погибшего во время Первой мировой войны, о котором она очень тосковала в последние дни своей жизни.



“Помогите голодной России”. 1921 год

"Война преследует меня до конца..." Эти слова, написанные родственникам незадолго до смерти, стали пророческими. Она очень остро, экспрессивно воспринимала и передавала в своих ксилографиях, литографиях, рисунках ужасы войны и трагедию обездоленных людей, бесконечно любила людей и верила в победу добра и света.



"Женщина с мертвым ребенком". 1903 год

Последние годы жизни художницы были отмечены болезнями, войной и личными трагедиями. В 1940 году умер муж, погиб на фронте внук.



"Выступление ткачей". 1897 год

В 1941 году Кете Кольвиц в последний раз рисовала себя, сделав портрет в профиль. Почти 90 раз она себя рисовала, воплощала свой образ в литографии, офорте, гравюре на дереве, лепила. Она изображала себя девушкой, молодой и старой женщиной, пессимистически настроенной и боевой, полной надежд и стареющей, услышавшей зов смерти.



"На штурм". 1903 год

Последний портрет потрясает. Здесь больше нет какого-либо художественного поиска, все - отражение человеческого состояния. Старая, бесконечно усталая женщина, которую ничто больше не радует; темный профиль с тяжелыми глазами, которые так много видели и взгляд которых так печален; поредевшие седые волосы лишь слегка намечены, сгорбленная фигура укутана скромной шалью. Рассматривая эту работу, можно провести параллели с поздними автопортретами Рембрандта, которого так любила Кольвиц. Ее собственная судьба в старости была не так далека от его судьбы.



Автопротрет

В 1942 году как восклицательный знак появилась последняя графическая работа Кольвиц - литография, на которой изображена мать, защищающая своих детей. В ней есть что-то от орла, крыльями ограждающего своих птенцов. Для подписи к рисунку она взяла цитату из "Поучения" Гете: "Семена для посева не должны быть перемолоты".



"Мать" (Из серии "Блокада")

В последнее время около Кольвиц в ее добровольном изгнании в Морицбурге была ее внучка Ютта. В самом конце жизни Кете Кольвиц написала своему другу - художнику-антифашисту Рейнгардту Шмидхагену: "...я чувствовала себя "призванной", призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах..."



"Восстание ткачей". 1897 год

антифашизм, кете кольвиц, художник

Previous post Next post
Up