Андрей Соколов. Мир двойной звезды
Из
интервью с Советским
художником-фантастом
Андреем Соколовым (2001 год):
"- В конце восьмидесятых годов вы создали и возглавили секцию космической живописи. Какова ее судьба?
- Действительно, такая секция была создана при Союзе художников. Она объединила десятка два художников, графиков, скульпторов из всех республик СССР.
У нас были большие творческие планы, в том числе и по международному сотрудничеству с аналогичными секциями за рубежом, например, с Ассоциацией космических художников США.
К сожалению, секция просуществовала всего полтора-два года и прекратила свое существование с развалом Советского Союза.
Аркадий Стругацкий и Андрей Соколов (1931-2007)
- Почему? Ведь российская космонавтика существует, художники остались, и потом, американская ассоциация ведь процветает. Значит, она востребована обществом, рынком...
- Космическая тематика у нас в стране потеряла свою привлекательность, остроту, интерес общества. Вспомните, раньше все мальчишки поголовно мечтали стать космонавтами. Каждый полет в космос - событие! А сейчас на смену нам пришло поколение "Пепси", которому наша космонавтика глубоко "до лампочки".
- Как вы относитесь к перспективам международного космического сотрудничества и сможет ли оно вытянуть из кризиса российскую космонавтику?
- Плохо отношусь. Меня беспокоит то, что мы сотрудничаем с американцами не на равных, как в былые времена, а занимаем подчиненное положение. У нас всего тридцать процентов участия в создании международной орбитальной станции. Первый ее экипаж состоял из двух наших космонавтов и американца. Американец - командир. Официальный язык общения только английский.
Узнав о таких условиях, от полета отказался один из наших космонавтов - я не буду называть его фамилию. Наши попытались отстоять права на совместное управление станцией, но ничего из этого не вышло. Управление будет вестись только из Хьюстона...
Трагической ошибкой считаю решение затопить в океане орбитальную станцию "Мир". Россия не смогла найти 200 миллионов долларов на ее обслуживание и потеряла намного больше денег, учитывая дорогостоящее оборудование на станции, прибыль, которую она могла принести в будущем.
Андрей Соколов. Сатурн. На Титане
Недавно я закончил работу над картиной, которую назвал "Убийство". На ней отображен момент гибели в атмосфере Земли последней российской, точнее, Советской орбитальной станции "Мир". Станции, на которой мы были единственными хозяевами, которая символизировала нашу мощь и достижения. С нами вынуждены были считаться во всем мире.
Все это, похоже, остается в прошлом.
Андрей Соколов. Луна. Над Луной огромным шаром висит Земля
- На одной из ваших картин изображен момент водружения в космосе над орбитальной станцией «Мир» Государственного флага Советского Союза. Это реальный факт или вы его придумали?
- Реальный. Помните, в марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза. Большинство населения страны сказали «да» Союзу. А в начале июня на орбитальную станцию отправлялись космонавты Арцибарский и Крикалев. Они решили отметить знаменательное событие. Купили в магазине обычный советский флаг, который вывешивается по праздникам у входа в государственные учреждения, и взяли его с собой на борт космического корабля.
В полете во время одного из выходов в открытый космос они водрузили кумачовое полотнище, предварительно взятое в рамочку (в космосе ведь нет воздуха и знамя не может развеваться), на самую макушку 14-метровой фермы.
Около года флаг несуществующей уже страны реял над орбитальной станцией. Со временем он стал разрушаться: сказывались резкие перепады температуры, радиация, космическая пыль...
Я попросил очередной экипаж снять полотнище и доставить его на землю. Но просто так выйти в космос космонавт не может. Это сложнейшая операция. Наконец, за борт орбитальной станции вышел работать Толя Соловьев. Я как раз тогда был в Центре управления полетом и спрашиваю: "Толя, как там флаг?" "Осталось две нитки", - последовал ответ.
Андрей Соколов. Луна. Над горизонтом - Земля
Флаг растворился в вечности. Вместе с великой страной, открывшей миру путь к звездам.
А может быть, это к лучшему? Он не был, как в Кремле, спущен и навечно остался на орбите..."