Кино-поезд "последнего большевика"...

Mar 08, 2020 20:04

"Как это ни печально, но я осмелюсь сказать, что он умер вовремя... в каком-то смысле он был последним большевиком... Ещё год, и он увидел бы, как рушатся его надежды…" (Крис Маркер)



8 марта родился Александр Медведкин (1900-1989), Советский режиссер, создавший в 1932 году кино-поезд, в вагонах которого размещалась передвижная киностудия с монтажной, проявочной и проекторной, а так же жилье для путешествующих кинематографистов.

Кино-поезд провел 280 дней в пути, запечатлевая условия жизни и труда шахтеров, рабочих и крестьян Украины и Кавказа.

Именно с его именем назвали в 60-е годы свою группу революционные операторы Франции ("Медведкино")...



***

Интервью Криса Маркера о Медведкине:

"- Крис Маркер, когда и как вы обнаружили Александра Медведкина?

-  В Брюссельской фильмотеке, в ходе ретроспективы Советского кино. Там был неизвестный фильм, снятый незнакомцем, великолепный фильм, столь же красивый, как Эйзенштейн, столь же народный, как музыка Мусоргского, это было потрясающе. «Счастье» Александра Медведкина.

Но где был автор? Жив он или мёртв? «Медведкин… Ты его знаешь?» - спросил я Леду, директора бельгийской фильмотеки. «Что-нибудь должно быть в моей картотеке», - ответил он.

В «Истории кино» Жоржа Садуля мне попалось всего несколько строк о нём. В «Истории российского кино» Джея Лейда я, в конце концов, нашёл информацию, которую искал. Джей Лейда, написал о «Счастье» и еще о другом фильме, сделанном позже, и, что самое важное, рассказал историю о кинопоезде. Но я по-прежнему был в неведении, был ли Медведкин жив или мёртв.

Позже в 1967 году произошло маленькое чудо Лейпцигского фестиваля: там я встречаю Джея Лейда, который говорит: «В советской делегации есть кое-кто, с кем вы обязательно должны познакомиться, замечательный человек - Александр Медведкин». Это была любовь с первого взгляда. Конечно, мы не теряли контакт.



Прошло немного времени, образовался производственный кооператив SLON (в 1968 году), членом которого я являюсь. На заводе Rhodiaceta в Безансоне группа рабочих взяла имя Медведкина. Мы написали об этом ему, и он был счастлив. У нас было желание и надежда на то, что однажды мы сможем вывести из забвения «Счастье». Но тогда всё это было еще смутно, и только в начале этого года появилась возможность осуществить задуманное, когда Медведкин приехал во Францию, чтобы снять фильм о загрязнении окружающей среды.

- Это тогда вы сняли интервью с Медведкиным, которое стало центральным в фильме-предисловии «Поезд мчится вперед»?

- Да, на станции Нуази-лё-Сек (Noisy-le-Sec). Тогда, мы услышали из уст человека, которого назвали красным всадником, уникальную историю кинопоезда. Мы его слушали часами, представляете?

- Идея сделать фильм о нём имеет смысл?

- Да, потому что мы поняли, что этот человек, который больше не был для нас незнакомцем, по-прежнему оставался таким для всех. Поэтому мы хотели рассказать о нём. Нам нужны были документы о поезде, о жизни в этот момент революции. Мы искали их везде: во Франции, в Бельгии, в СССР, в скандинавских странах. И мы их нашли, они превратились в «Поезд мчится вперед», где центром и душой является сам Медведкин. С другой стороны, мы получили права на распространение «Счастья». Оставалось найти сцену. Лина Пейлон полюбила этот фильм, она взяла его для студии Alpha.

- А эта знаменитая история поезда?

- Поезд - это универсальная кинематографическая тема, начиная с «Генерала» (1926г.) и вплоть до Абеля Ганса... Кинематограф и железная дорога рождаются почти в одно время. Но там, в СССР, поезд был географической необходимостью.



- Но это ведь мог быть грузовик...

- Нет, в некоторых частях страны было больше железных дорог, чем автомобильных. Кроме того, машина была и в кинопоезде, и когда это было необходимо, её спускали, чтобы снимать окрестности. В пространстве, которое оставалось внутри свободным, можно было работать и даже издавать газету, печатая её на маленьком печатном станке, и распространять прямо с борта поезда. Это был наследник Агит-Пропа.

- Как долго длилась жизнь кинопоезда?

- Ровно двести девяносто четыре дня, Медведкин очень точен: 70 фильмов, 9 бобин, 24 565 метров смонтированной и проявленной плёнки.

Это было в 1932 году. 25 января поезд покинул Москву. Он был, без сомнения, наследником поездов Агит-Проп, которые путешествовали по Советскому Союзу в 1920-х годах. Но здесь кинотеатр не привозил искусство людям, он создавал искусство в контакте с ними, его роль была побудить людей вмешаться в дела, которые их волнуют.

Поезд включал в себя: три пассажирских вагона, превращённых в лабораторию, комнату для собраний и маленький кинозал. Команда поезда - тридцать два человека (операторы, редакторы, техники, актёры), делившие между собой то пространство, что осталось: квадратный метр для каждого.

Этот опыт остается уникальным. Медведкин и его команда - единственные, кто освоил этот вид непосредственного создания фильма с людьми, связанными с его съёмками и заинтересованными в его использовании, потому что в этих фильмах поднимались проблемы, требовавшие немедленного разрешения.



- Как выбирались места, где ехал поезд? Вмешивалась ли партия в этот выбор?

- Конечно, вся эта деятельность опиралась на партию. Маршрут был составлен в соответствии с проблемами, поскольку критерием было: «Где всё идет плохо, где мы можем быть полезны?».

План был составлен в Москве, он также мог быть изменён в ответ на запросы, например, Медведкин рассказывал об экспедиции в Кривой Рог, о которой попросил Донбасс. Тогда Орджоникидзе отвечал за этот регион: он беспокоился о падении производства стали в Кривом Роге, он хотел найти причины этого, обнаружить утечки, злоупотребления, ошибки. Разрешения от различных служб не всегда было легко получить.

В своей рукописи Медведкин говорит, что между партийными активистами, которые вместе с ним подключались к решению проблем людей, и местными властями, которые были против изменений, всегда возникали реальные конфликты, и что они постоянно спрашивали, кто эти дотошные кинематографисты и активисты, которые пришли к людям, чтобы решить проблемы, их не касавшиеся.

- Какого характера могли быть эти проблемы?

- Это были очень определенные проблемы. Медведкин приводит пример вагонеток, которым кузнецы из шахт отрывали замки и заменяли их кустарными. Почему? Потому что вагонетки, несмотря на постоянные просьбы и жалобы, приходили из Кривого Рога с замками, которые открывались на ходу.

Затем Медведкин снял это и с этим документальным фильмом и рабочей делегацией отправился на завод, попросив встретиться с инженерами и рабочими, и показал фильм для них. Реальность на картинке была убедительна. Они победили.

В том же регионе в Кривом Роге Медведкин рассказал историю о столовой, где пища, приготовляемая на местной кухне, была несъедобной, рабочие подозревали страшные хищения, но не могли это доказать. Был большой скандал. Команда Медведкина настаивала на этом.



- Да, но крестьяне или местные рабочие должны были играть свои роли?

- Конечно. Но в команде Медведкина также были актёры, которые, кроме всего прочего, были частью труппы Мейерхольда. Если было необходимо показать отрицательный образ, к игре которого люди были не готовы, тогда актёр играл эту роль, приходилось идти на фикцию.

Иногда актеры имели аллегорическую роль: можно представить себе холод, строительство, проблемы со снабжением... Я рассказал вам о столовой, удалось найти другую подобную в том же регионе, чьё снабжение было примерно таким же и где, однако, еда была съедобной. Они засняли её, и показали этот фильм в первой столовой, чтобы доказать, что люди с революционной совестью смогли обеспечить достойной питание даже в тяжелейших условиях. Преступники и спекулянты были облечены коллективом и уволены.



- Итак, на этом уровне партия вмешалась?

- Да, но она совсем не вмешивалась в реализацию фильмов. Она проводила решения, сделанные в связи с реальностью, обличавшейся в фильмах.

Это был действительно потрясающий, уникальный опыт. Представьте себе, что передвижная лаборатория могла работать во время движения поезда с системой водяного бака на крыше, для того чтобы технические специалисты могли получать до 2000 метров смонтированной пленки в день.

Это была предтеча телевидения (первая экспериментальная телевизионная программа была реализована в 1932 году): например, при открытии Днепропетровской ГЭС копию медведкинской съемки, обработав, за один день отправили в Москву, где она была показана на следующий день.

- «Счастье» появилось после опытов с поездом?

- Да, в 1934 году, но он был сделан немым. В то время пока мы делали французскую версию, мы посмотрели его сотни раз, мы не знали его, и на каждом просмотре мы открывали новые красоты: состав изображений, смелость редактирования, использование недосказанности...

Это одновременно политический и поэтический фильм. Он связан с определённым историческим моментом. Его обвиняют в повторении революционных лозунгов, но в нём нет мёртвой клишированности, я имею в виду легкомысленности и скуки.

Это веселый фильм, полный юмора и нежности. Когда, в финале, главный герой - Хмырь - начинает смеяться так, как не смеялся никогда, то это великий смех человека, покинувшего предысторию, который глядит на двух бедных воров, которые дерутся за мелкую добычу.



- После этого он снимал другие фильмы?

- В 1936 году была снят фильм «Чудесница». Жак Леду, который видел его, утверждает, что он ещё более прекрасен, чем «Счастье». Когда фильм совсем неизвестен, мы всегда стремимся найти его ещё красивее, чем те, что нами уже познаны. Я надеюсь увидеть его, но он существует только в фильмотеке в Москве.

- Что об этом говорит Медведкин?

- Он говорит, что это неплохая картина... У него всегда несколько ироничное отношение: «Да, действительно, вам интересно? Но кто по-прежнему интересуется старой комедией вроде «Счастья», не иначе как романтики... Мы Дон-Кихоты...».

В то же время он тронут, он находит в нас маленькое «сумасшествие» эхо его эпохи. Он дал мне прочитать неопубликованный сценарий, который он написал в 1936 году - «Окаянная сила». Это отличный сценарий, и мы надеемся позже его реализовать. Это было бы замечательно.

Фильм Криса Маркера "Гробница Александра, или Последний большевик" (1992):



- Когда вы говорите о рукописи Медведкина, что вы имеете в виду?

- Это его воспоминания. Он не закончил их. Вы, кстати, знаете, что главным покровителем Медведкина был Луначарский? Это великая личность, являющая собой масштаб большевика грандиозной эпохи, это он покровительствовал Маяковскому, Вертову, Мейерхольду, а в свое свободное время переводил Марселя Пруста…"

медведкино, александр медведкин, кино-поезд, ссср, крис маркер, кино

Previous post Next post
Up