1955 год. Однажды в Монтгомери...

Mar 03, 2020 16:14

2 марта 1955 года в Монтгомери (Алабама) 15-летнюю чернокожую американку Клодетт Колвин арестовали за то, что она отказалась уступать место белой женщине в автобусе…



Это произошло за 9 месяцев до широко известного инцидента с Розой Паркс, которая стала символом борьбы против расовой сегрегации.

Колвин ехала домой на городском автобусе после школы. Когда она отказалась уступать место белой женщине, водитель вызвал полицию.

"Мне казалось, что Соджорнер Трут давит на одно плечо, а Гарриет Табмен толкает на другое», говоря: "Садись, девочка!"; Меня будто приклеили к своему месту", - сказала она позже Newsweek.



В суде Колвин выступила против закона о сегрегации, объявив себя невиновным. Суд, однако, вынес решение против нее и назначил ей испытательный срок.

Позже она вспоминала: "Моя мать велела мне молчать о том, что я сделала. Она сказала мне, чтобы я позволил Розе Паркс быть единственной: белые люди не будут донимать Розу, она им нравится".

Клодетт была "плохой" кандидаткой на роль символа борьбы. Ее семья была очень бедной, она была «слишком» темнокожей, и все усугубляло то, что девочка забеременела после изнасилования и в 1956 году родила сына.

Сама Роза Паркс писала: "Если бы белая пресса узнала об этом случае, то у них был бы счастливый день. Они бы назвали ее плохой девчонкой, и у этого дела не было бы шансов"...



А в это время в СССР...

***

Из книги Мартина Лютера Кинга "Шаг к свободе":

"...Одним из примеров того, какой мир царил в Монтгомери, было положение в городских автобусах. Здесь негров ежедневно подвергали унижению сегрегации. Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Черные коровы», «нигеры», «черные обезьяны».

Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как негр успевал подойти к задней двери, увозя его плату за проезд...

Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много, им не разрешалось садиться на первые четыре места.



Но и это было еще не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место.

Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению.

Через несколько месяцев после моего приезда 15-летнюю школьницу Клодетт Колвин сняли с автобуса, надели на нее наручники и доставили в суд за отказ освободить место белому. Этот случай взволновал все негритянское население города. Заговорили о том, чтобы в знак протеста бойкотировать автобусы. Был создан комитет граждан, который должен был вести переговоры с представителем автобусной компании и городскими властями, требуя установления новых правил в автобусах и более вежливого обращения со стороны водителем. Меня попросили войти в этот комитет.



Мы встретились днем в марте 1955 года в конторе Дж. Е. Бэгли, управляющего городскими автобусными линиями в Монтгомери. Дейв Бирмингем, тогдашний полицейский комиссар, представлял городские власти. Оба они были очень любезны и выразили глубокую озабоченность по поводу случившегося. Бэгли даже признал, что водитель был неправ, арестовав мисс Колвин, и обещал вынести ему выговор. Комиссар Бирмингем согласился с требованием о том, чтобы городской прокурор принял специальное решение о правилах занятия мест в автобусах.

Мы ушли, полные надежды, но все осталось по-старому. Городской прокурор не внес никаких изменений в существующий закон. Дело Клодетт Колвин было замято…"

расизм, 1950-е, сша, клодетт колвин

Previous post Next post
Up