1 марта 1937 года родился
Евгений Дога,
композитор, Народный
артист СССР…
Вальс Доги из фильма Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" называют "Самым красивым вальсом о любви в мире". О том, как родилась эта романтическая мелодия..
Это случилось в 1978 году. Когда приступили на "Мосфильме" к работе над картиной, Лотяну все время наставлял Догу, что это - не "Табор" и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены - неизвестно.
Вся съемочная группа томилась в ожидании: вальса к ключевой драматической ситуации фильма, первой сцене свадьбы Оленьки, не было, не было «кардиограммы» фильма, как потом образно назвал вальс Лотяну.
"Я сказал Лотяну, что напишу музыку к фильму. Он спрашивает: - Что? Я говорю, давай вальс. Сказал... и забыл", -
рассказывает Дога.
А Лотяну не забыл. Он пришел в гостиничный номер композитора и потребовал ноты обещанного вальса, чтобы передать их музыкантам.
"Открывает дверь, злой, после репетиции с актёрами. Дверь за ним ещё не закрылась, а он кричит: Вальс! - Какой вальс?, - спрашиваю. Он злится, а я думаю: - Вот сейчас получу по затылку", - поделился Евгений Дога.
Дога стал
наигрывать что-то банальное, как он сам сейчас говорит, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет.
А в стороне лежал эскиз, написанный зеленой пастой, так, как бы "для себя". Дога подхватил ноты, проиграл первые фразы, и Лотяну убедил его, что это оно самое и есть.
Галина Беляева и Эмиль Лотяну
В 11 вечера он ушел, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато.ога вспоминает, что тогда его спас валявшийся на полу листок с набросками начала вальса:
"- Набрал только три первые ноты, больше-то нет ничего. А он не отстал, пока я до конца не с импровизировал. Так всё легко получалось, что я удивлялся - Откуда? Не знаю, откуда что пришло".
Тогда маэстро и не подозревал, что эта мелодия сделает его знаменитым: "Я пришёл, а оркестр играет, не останавливаясь. Доиграли до конца и стали бить смычками по пюпитрам. Я сначала подумал, что они надо мною смеются", - поведал Евгений Дога.
Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Нет перехода метро в Москве, нет дворца бракосочетания, в котором бы она не звучала. На свадьбах этот вальс - любимая музыка, под которую молодожены танцуют свой первый танец.
Его популярность - загадка для самого композитора. Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной. "Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться..." - задумчиво говорит Дога.
Позже Лотяну признался, что тот вальс на озере - живой нерв фильма, «тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий...»
Музыка без слов написала чью-то драму души. Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев.
" Очень быстро эта музыка стала жить вне фильма. В интернете можно найти не сотни, а тысячи клипов. Просто удивительно! И некоторые очень удачные", - замечает Дога…
Click to view