"Если ты веришь в зло, значит ты совершил его…"
11 декабря родился
Альфред де Мюссе (1810-1857), французский поэт и
прозаик…
Так
писали о нем в Советской Литературной энциклопедии 1934 года (Этот потерянный стиль мне нравится. Особенно, классовый подход):
"Происходил из старинной дворянской семьи. В 1830 году выпустил первый сборник стихотворений и поэм "Сказки Испании и Италии", заслуживший приветствия романтической критики и
похвалу Пушкина.
Альфред и старший брать Поль, 1815 год
К 1833-1834 годам относится
близость с Жорж Санд, послужившая темой для множества западных «диссертаций» и романов. После 1844 года почти не пишет.
В 1852 году Мюссе избран в Академию. В 1853 году написал, но не решился напечатать стихотворение "Сон Августа", где прославлял Наполеона III и декабрьский переворот.
В первый период своего творчества поэт охотно следовал романтической эстетике, отвергая старый классический стих с условностями его построения и антично-мифологической образностью, увлекаясь разработкой красочного экзотического сюжета.
Жорж Санд. Портрет работы де Мюссе (1833).
В сборнике "Contes d’Espagne et d’Italie" отразились социально-политическая реакционность, дендизм, пресыщенность, высокомерная ирония погибающего дворянства, изверившегося в реставрации и устрашенного перспективой новой революции.
Скорбя о гибели своего класса («О, царица, царица небес! мать любви, благородная, бледная красота, кроткая Аристократия, дочь богатства... о ты, которую забыли, которую наша бедная Франция так любила в былые дни»), Мюссе однако не был сторонником Бурбонов, свергнутых этой новой революцией, он примыкал к орлеанистскому дворянству. Дело в том, что "при Луи-Филиппе господствовала не буржуазия, а одна ее фракция, так наз. финансовая аристократия... собственно промышленная буржуазия составляла часть официальной оппозиции, т. е. была представлена в палатах только как меньшинство... Мелкая буржуазия во всех ее ступенях, равно как и крестьянский класс совершенно исключались от политической власти" (К. Маркс).
Такая монархия была конечно для наиболее трезвых представителей дворянства - для его орлеанистской группы - самым лучшим из возможных последствий июльской революции, угрожавшей выбить этот класс из его последних позиций. И понятно, что как аристократ и идеолог этой группы Мюссе испытывал крайнюю враждебность к социально-политической активности мелкой буржуазии. Он занимал позицию, резко враждебную мелкобуржуазному романтизму, порвал с Гюго, следуя примеру Виньи, каялся, что «оскорблял» французский яз., высказывал теперь симпатии к классицизму и как типичный представитель дворянского романтизма во многом следовал в своем творчестве за классиками.
Так часто заявлявший о своей политической нейтральности, Мюссе в целом ряде произведений объявлял себя поэтом Июльской монархии. За это поэт «удостаивался» монарших подарков и служебных синекур. Видя в Июльской монархии одно время оплот против грядущей революции, Мюссе деятельно нападал на врагов этой монархии. В
драме "Лорензаччио" (1834), лучшем своем драматическом произведении, он высказывается против террористических актов. Мюссе нападал как на республиканцев, так и на учения утопического социализма - на фурьеризм ("Дюпон и Дюран"), но против легитимистов не выступал.
Жорж Санд и де Мюссе
В конце 30-х годов, по мере все возраставшего недовольства, охватывавшего промышленную буржуазию и мелкобуржуазные группировки, Мюссе начал разочаровываться в Июльской монархии, чувствуя ее слабость. Пессимистические мотивы становятся преобладающими в творчестве Мюссе. Социальная обреченность поэта сказалась в отрицании активности и воспевании героической смерти.
Поэт скорбел о том, что не родился в языческой Элладе, не жил в эпоху итальянского Возрождения или в эпоху Людовика XV и его куртизанок (новелла "Мушка"). Эти эпохи представлялись ему золотым веком человечества, царством беззаботной эротики, красоты и искусства, где патриархально-идиллический строй увенчан жизнерадостным монархом и цементирован христианской религией.
Современную буржуазную действительность Мюссе воспринимал в образе хаотических обломков рухнувшего великого прошлого. Несмотря на свое «религиозное неверие», о котором он любил заявлять (вторая «нейтральность»), активно утверждал в своем творчестве религиозное начало и скорбел об упадке христианства в современности как о «болезни века», порожденной разрушительным материализмом Вольтера и Великой французской революцией ("
Исповедь сына века", 1835).
Испытывая недовольство буржуазной действительностью, та группа нисходящего дворянства, поэтом которой являлся Мюссе, была бессильна встать на путь активной защиты своего пассеистического социального идеала и, отстраняясь с аристократическим презрением от социально-политической борьбы, замыкалась в мире эстетизма и эротики. Даже изображая людей творчески одаренных, Мюссе проповедывал пассивизм: в рассказе о создании картины он активности творчества предпочел пассивность наслаждения ("
Сын Тициана").
Искусство для Мюссе - только ступенька к любви, только служение последней, являющейся единственным символом веры его праздно-паразитической группы. Но поэтизация беззаботной чувственности денди («Мардош», «Намуна») постепенно уступала место мрачной лирике любовных измен, сердечных страданий, грустных размышлений о любви, омраченных социальным пессимизмом поэта ("
Декабрьская ночь"). Постепенно он отошел от языческого гедонизма. В стихотворении "Надежда на бога" (1838) Мюссе рассказал о долгой борьбе языческого и христианского начал в его душе и о победе начала христианского.
Объективно такой перелом в творчестве Мюссе свидетельствовал о ликвидации остатков антибуржуазного бунтарства и о попытке полного примирения с буржуазной действительностью. Произведения становятся литературой буржуазной реакции, и салонная комедия Мюссе "Каприз" имеет в 1847 году шумный успех у буржуазных зрителей, открывая дорогу постановке других комедий Мюссе.
Наибольшее художественное значение имеет лирика Мюссе, отличающаяся сжатым, образным и мягко-певучим стихом, полным неожиданной смены настроений, огромного эмоционального подъема и резкого вторжения иронии и скептицизма. Мюссе считал основным в искусстве передачу читателю своего душевного волнения; отсюда его стремление к выработке точных интонаций, обычно пропадающих при переводе.
Могила на кладбище Пер-Лашез
Несмотря на высокую одаренность Мюссе, творчество его, представителя нисходящего класса, реакционное по своей природе, примиренческое в отношении крупной буржуазии и враждебное в своем аристократизме трудовым массам, имеет для нас лишь значение исторического документа…"