1949 год. "Хлеб" Татьяны Яблонской...

Jun 17, 2019 04:50

17 июня - День памяти Татьяны Яблонской (1917-2005), Народного художника СССР…



Работа над картиной "Хлеб"

Одной из самых известных картин художницы является "Хлеб" (1949). "Картину я писала с полной отдачей, с сердцем, исполненным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу…", - вспоминала Яблонская.

***

После "Хлеба" Татьяна Яблонская могла больше ничего не писать в оставшиеся 56 лет своей жизни - и все равно стать частью истории Советской живописи.

В 32 года художница стала лауреатом Государственной премии имени Сталина. Это была первая после долгого перерыва большая картина художницы, чья деятельность была на 4 года прервана войной, а потом еще на несколько лет - постепенным возвращением к мирной жизни и к живописи.

Жизнь! Жизнь стала в эти послевоенные годы для Яблонской и для всей страны самодостаточным смыслом и абсолютной истиной. И даже 4-метровое полотно "Хлеб" кажется маловатым для того, чтобы прокричать во весь голос об этой истине. Поэтому каждый образ здесь должен был стать абсолютным, искренним, доведенным до предела.



"Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины - Хлеб".

Но картина сложилась не сразу: Татьяна Яблонская проделала огромную эскизную работу - почти 300 рисунков, предваряющих окончательную идею и композицию, поиски точных поз и фактур. А началось все и вовсе со скучающих студентов Яблонской, которых она, преподаватель художественного института, отправила на практику в колхоз.



Эскиз к картине "Хлеб"

Приезжайте, мол, Татьяна Ниловна, тут совсем скучно - ныли студенты, - перевезите нас в какой-нибудь колхоз повеселее. Тут все работают и никто позировать не хочет. А колхоз был из прославленных - в 1947 году они установили рекорд и перевыполнили все возможные планы, за что прогремели на всю страну. Тогда, после войны, это были жизненно важные рекорды, которые кормили людей и давали им возможность оживать. И колхоз им. Ленина в селе Летава был из таких - и Яблонская не поверила, что здесь может быть скучно. Поехала посмотреть и вдохновить на работу своих учеников. В итоге привезла стопку эскизов и почти сложившуюся картину, над которой она будет работать еще целый год.



Многие свои работы и целые периоды в творчестве мудрая, опытная, к концу жизни молчаливая и сосредоточенная, Яблонская признавала откровенно неудачными и ошибочными, но только не "Хлеб":

"При работе над картиной "Хлеб" я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. Ни о какой самодовлеющей "живописности" я не думала. Помню, в то время ко мне пришла группа львовских художников во главе с Григорийчуком. Сначала был разговор о «завзятости» главной героини, о том, что я сама по своему духу очень на нее похожа, а потом стали говорить "о кольорах и валерах".



Я помню, каким мне это тогда показалось смешным, наивным и провинциальным! При чем здесь "кольоры и валеры"? Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни? Я не осознавала, что все же в картине "Хлеб" живописная задача получилась - сочетание теплого зерна, синих юбок, белых платков и сорочек создавало живописную игру…"

Источник

татьяна яблонская, художник, ссср, живопись, соцреализм

Previous post Next post
Up