Воспоминания о первой "Правде"...

May 05, 2019 05:37

5 мая 1912 года - Вышел первый номер газеты "Правда"…



Фактическим редактором газеты был В. И. Ленин. Первым редактором -  большевик, депутат III Государственной Думы Николай Полетаев. Литературный отдел в 1912-1914 возглавлял Максим Горький. Секретарём редакции работал В. М. Молотов…

Воспоминания первых "правдинцев" о первом номере:

М. Егоров, наборщик и официальный редактор первых номеров:

"Работал я в типографии товарищества "Художественная печать" на Ивановской, 14, наборщиком с 1905 года. С 1911 года, помимо книжного набора, по вечерам я стал набирать большевистскую газету "Звезда". Вот как-то во время вёрстки "Звезды" Н.Г. Полетаев и К.С. Еремеев говорят: "Собираемся выпускать ежедневную газету, а подписывать ее некому. Где бы найти такого человека?"

Все мы знали, что значит подписывать  рабочую газету. Сидеть за это в  тюрьме - дело верное.

Я задумался. Человек я холостой. Есть отец и мать, да о них в случае чего товарищи позаботятся. И, обдумав, говорю:

- Давайте я буду подписывать.

На  мою долю выпала честь подписать  первый номер «Правды». Это была единственная в мире газета, где  наборщик и редактор сочетались в  одном лице. С первого же номера «Правды» попал под арест. А затем  штрафы и конфискации посыпались как из рога изобилия.



Два или три раза платили мы крупные денежные штрафы - по 300-500 рублей. Но тощая партийная касса не могла расплатиться за всю большевистскую дерзость своей газеты. И вот наступил день, когда мне как "зиц-редактору" пришлось приступить к исполнению своих прямых обязанностей, то есть садиться в тюрьму.

Посадили  меня в бывшую Нарвскую часть вместе с ворами и преступниками. На моё  счастье, здесь оказалась и группа рабочих, отбывавшая трехмесячный арест  за первомайскую демонстрацию. Я сразу  примкнул к этой группе. Каково же было их удивление, когда они узнали, что я тот самый Егоров, который подписывает их любимую "Правду".

Из  Нарвской части выходил на свободу  один рабочий. Я написал заметку  в "Правду" о положении арестованных, передал ему, а он благополучно доставил в редакцию. Вскоре эта заметка была напечатана. В части произошел переполох. Начались обыски и репрессии. Смотритель несколько раз допрашивал меня, как я связался с "Правдой". Ему казалось, что газета буквально вездесуща.

Через три месяца состоялся суд, по которому меня оправдали, но тут же отправили... обратно в тюрьму. Оказывается, пока я сидел, меня уже привлекли к суду за другую статью…"



***

В. Приходько,  метранпаж типографии:

"Типографией "Художественная печать" на Ивановской улице, дом 14, в Петербурге владел предприимчивый делец Березин. У него печатались и большевистская "Звезда", и газеты меньшевиков, и черносотенная «Земщина». Я работал метранпажем "Звезды" со дня ее основания. И вот в 1912 году, числа 20 апреля (по старому стилю), мне предложили перейти на вёрстку "Правды". Наборщиков для нее тоже подобрали из "Звезды".

21 апреля в типографии было необычайно  оживленно. Работу по выпуску  газеты начинали поздно, часа  в 4 дня. С какой-то особой  торжественностью подготовлялось  место для вёрстки. А когда из редакции принесли материалы и я раздал их наборщикам, по цеху прокатилось "ура". Ведь мы начинали делать долгожданную "Правду". Позднее в типографию пришли Н.Г. Полетаев, М.С. Ольминский, Н.Н. Батурин.

Статьи  набирались тогда прямо с рукописи, и, когда почерк был совсем неразборчивый, приходилось обращаться за помощью к сотрудникам редакции.

Работа  шла дружно. Часам к 11 тиснули  последний набор для второй корректуры. С. С. Данилов, старший корректор, снова  и снова перечитывал статьи. Тем  временем шла вёрстка. Неутомимый Константин Степанович Еремеев, которого рабочие любовно звали "дядей Костей", указывал, как расположить материал, и тут же на месте сокращал статьи.

Часам к 3 утра первый номер "Правды" сошел  с ротации. Печатали газету на трех машинах. Это были даже для своего времени "тихоходы" - за час они давали 10-11 тысяч экземпляров.



По  законам того времени типография обязана была первый сошедший с машины номер посылать на просмотр в цензуру, без чего не разрешалось выпустить  газету. Но еще выпуская "Звезду", мы научились обходить это правило, так как рабочую газету беспощадно конфисковали и закрывали.

Пока свежий номер несли в цензуру, большую часть отпечатанного тиража из-под полы передавали распространителям. Так сделали и на этот раз.

Вся лестница, ведущая в машинное отделение, была занята дремавшими рабочими, которые  пришли еще с вечера и с нетерпением  ждали выхода первого номера "Правды". Во дворе типографии тоже толпились рабочие.

В то памятное утро не было ни митингов, ни торжественных речей. Но все мы очень волновались. Каждый понимал, что произошло большое историческое событие - родилась наша "Правда"…

газеты, 1910-е, большевики

Previous post Next post
Up