"Герой картины
Ильи Репина (1844-1930) «Не ждали» пережил долгую ссылку (или каторгу) и выходит на волю несломленным, все еще сильным, готовым к новой борьбе. Интересно, что и для этой картины (в первом варианте 1883 г.) Репин выбрал героем женщину-революционерку, но, вероятно, поиски более обобщенного типа революционера побудили его заменить женскую фигуру мужской.
Главная идея картины «Не ждали» - моральное оправдание революционера, оправдание и, стало быть, возвеличение революционного движения, его идеалов и жертв.
Не мудрено, что как только в феврале 1884 года Репин прислал «Не ждали» на XII Передвижную выставку (а выставить такую картину тогда решился бы не всякий художник!), реакционные круги набросились на картину и ее автора. Князь В. П. Мещерский негодовал, почему на лице революционера нет следов раскаяния, а есть только «бешено-злобное» выражение.
Не имея формального повода к запрещению картины, реакционеры пытались извратить смысл и опорочить героя «Не ждали», теряя при этом всякое чувство меры. Так, например, рецензент «Московских ведомостей» С. Васильев назвал героя картины «полуидиотическим лицом».
Картина «Не ждали» выполнена с высоким мастерством. Из всех репинских картин на революционные темы «Не ждали» - самая совершенная. Такие авторитеты, как В. В. Стасов и И. Э. Грабарь, провозглашали ее «лучшим созданием» Репина вообще.
Кстати, само название картины говорит, что ссыльный, возможно, бежал, а не просто отбыл наказание (как обычно поясняется в литературе о Репине), иначе в его возвращении не было бы ничего неожиданного для родных.
Вообще все произведения Репина на революционную тему проникнуты сочувствием и симпатией к борцам за свободу. Репин преклонялся перед Н. Г.Чернышевским, дружил с народовольцами Г. А. Лопатиным, Н. А. Морозовым, 3. Г. Ге, поддерживал обоюдно уважительные отношения с П. Л. Лавровым, В. Н. Фигнер, Г. В. Плехановым..."
(Источник: Н.А.Троицкий, "Русское революционное народничество 1870-х годов.")
А вот что писали о картине тогдашние газеты:
«Санкт-Петербургские ведомости»: «Ужели же возвращение из ссылки стало у нас обычным явлением, достойным кисти художника. Да неужели же герои этих ссылок так интересны?...Даже после «Крестного хода» трудно было ожидать такого скачка вниз, как «Не ждали»."
"Гражданин": "Наше искусство все дальше и дальше уходит по пути, весьма неправильному и странному... все это словно задалось представить русскую жизнь в самых печальных, уродливых образах, все это ноет, обличает... Наши жанристы беспощадны... В лохмотьях нищеты у европейских художников почти всегда есть нечто трогательное... Наша жанровая картина в сущности почти всегда не что иное, как карикатура."
Источник:
http://narovol.narod.ru