1 апреля - родился
Тосиро Мифунэ (1920-1997), известный японский
актер…
Акира Куросава о знакомстве с Тосиро Мифунэ (Из
книги "Жабий жир"):
"Я не смогу рассказать о "Пьяном ангеле", который вышел на экраны в 1948 году, не уделив внимания актеру Тосиро Мифунэ.
В июне 1946 года на волне послевоенной активности компания «Тохо» проводила открытые прослушивания для набора новых актеров. Кинув в масс-медиа клич: "Нам требуются новые лица!" - она получила огромное количество заявок.
В тот день, когда претенденты проходили интервью и прослушивание, я был занят на съемках фильма "Без сожалений о нашей юности" (1946), поэтому не мог участвовать в отборе. Но во время обеденного перерыва я вышел со съемочной площадки, и ко мне тут же подошла актриса
Хидэко Такаминэ.
- Всего один человек там действительно потрясающий. Но манера у него немного слишком буйная, вряд ли он пройдет. Иди, взгляни на него.
Я наспех проглотил свой обед и пошел на студию, где проходили пробы. Открыв дверь, я застыл в изумлении. По комнате, наматывая в неистовом бешенстве круги, метался молодой человек. Это выглядело так угрожающе, как будто наблюдаешь за раненым или попавшим в капкан зверем, пытающимся разорвать путы. Я застыл на месте как вкопанный. Но оказалось, что молодой человек на самом деле не разъярен, а просто изображает ярость как эмоцию - это было его задание для прослушивания. Закончив, он вернулся на свое место, с выражением крайней усталости, плюхнулся на стул и свирепо уставился на жюри.
Я понял, что такое поведение прикрывало его застенчивость, но половина жюри, казалось, воспринимала его как неуважение. Что-то в этом молодом человеке необычайно меня привлекло, поэтому я, вернувшись на съемочную площадку, пораньше закончил съемку и пошел заглянуть в комнату, где совещалось жюри.
Несмотря на решительную рекомендацию
Ямы-санаp в пользу молодого человека, в результате голосования его кандидатуру отвергли. Неожиданно для себя я вдруг выкрикнул: "Подождите минуту!"
Жюри состояло из двух групп: специалистов по киноиндустрии (режиссеры, кинематографисты, продюсеры и актеры) и представителей рабочего профсоюза. Обе группы были представлены поровну. В то время профсоюзы с каждым днем набирали силу, их представители появлялись везде, где что- то происходило. Из-за них все решения должны были приниматься голосованием. Но придерживаться этого и при отборе актеров - это, казалось мне, переходит всякие границы.
Я не собирался это терпеть и, решив, что пора положить этому конец, приостановил голосование. Я сказал, что для того, чтобы судить о качестве актера и предугадать его будущие возможности, нужен талант и опыт специалиста в соответствующей области. При отборе актеров нельзя уравнивать голоса специалистов и голоса людей, чуждых профессии. Это все равно что оценка драгоценных камней - в этом случае голоса зеленщика и ювелира не равноценны. При оценке актера голос эксперта должен быть как минимум в три, если не в пять раз весомее, чем голос дилетанта. В конце я настоятельно потребовал пересчета голосов.
Жюри заволновалось, и кто-то даже выкрикнул: "Это не демократично! Что за монополизм режиссеров!"
Но все специалисты в жюри, имеющие отношение к кино, подняли свои руки в знак того, что одобряют мое предложение. Некоторые представители профсоюза тоже кивнули в знак согласия. Под конец Яма-сан, будучи председателем жюри, объявил, что как режиссер фильма берет ответственность за свое мнение по поводу качества и возможностей молодого актера, о котором идет спор. Благодаря заявлению Ямы-сана молодой человек все-таки прошел отбор. Этим «спорным» молодым человеком был Тосиро Мифунэ.
Вскоре после этого Мифунэ появился в фильме Сэн-тяна Танигути "По ту сторону серебряного хребта" (1947) в роли самого грубого и агрессивного из трех грабителей банков. Он играл с поразительной, напористой энергией. Сразу же после этого фильма он получил роль главаря банды в фильме Ямы-сана "Время новых дураков" (1947). На этот раз он играл утонченного якудза, коренным образом отличающегося от грубого злодея в фильме "По ту сторону серебряного хребта".
Я был очарован игрой Мифунэ в этих фильмах и выбрал его на главную роль в моем "Пьяном ангеле". Поэтому неверно думать, что это именно я открыл актера Мифунэ и научил его играть. Это Яма-сан открыл замечательный потенциал Тосиро Мифунэ. И это Яма-сан и
Сэн-тян сформировали его как актера. Моя заслуга лишь в том, что я воспользовался результатом их работы и позволил таланту Мифунэ раскрыться во всей полноте в главной роли в фильме "Пьяный ангел".
Мир японского кино еще не видел такого таланта, как Мифунэ. Прежде всего поражала скорость, с которой он был способен выразить суть образа. Чтобы было понятно, скажу так: если обычному актеру требовалось десять футов пленки, чтобы достичь выразительности, то Мифунэ требовалось всего три. Он двигался так быстро, что исполнял нужное действие за одно движение, тогда как обычному актеру потребовались бы все три.
Какая бы перед ним ни стояла задача, он всегда незамедлительно переходил к самой сути образа, и такой стремительности мне до того не приходилось видеть ни у одного японского актера. И при всем этом было удивительно, насколько тонким душевным складом и восприятием он обладал…"
"Расемон" (1950 год):
You can watch this video on www.livejournal.com