про травму, лунатиков, Юнга и Грегоряна

Mar 21, 2012 15:07

я тут всё читаю Калшеда, много чего выписываю в цитатник. Как говорится, многое становится понятно.

Читаю про случай из практики Юнга - пацинетку, которая воображала, что живёт на луне. Цитирую из книги:

"Когда Юнг впервые увидел эту молодую женщину, ей было 17 лет и она находилась в кататоническом состоянии. Родившись и прожив жизнь в небольшом соседнем городке, она получила лишь самое элементарное образование и не имела совершенно никакого представления о мифологии.Когда ей было пятнадцать лет, ее соблазнил старший брат, доктор, а потом изнасиловал одноклассник. Эти травматические события фрагментировали ее психику, и она погрузилась в полную изоляцию: она общалась только со злобным сторожевым псом, который принадлежал семейству, жившему по соседству. Брат, в отчаянии, привел ее к Юнгу и дал ему carte blanche на то, чтобы тот сделал все, что в человеческих силах для того, чтобы ей помочь,- невзирая на очевидный риск суицида. На первом приеме она была совершенно недоступна контакту, отказывалась от пищи и слышала голоса.Юнг так описывает первое ее появление:
Он привез ко мне пациентку в кататоническом состоянии, в полном мутизме, с холодными синими руками, застойными пятнами на лице и расширенными, слабо реагирующими зрачками. Я поместил ее в расположенный неподалеку санаторий, откуда ее ежедневно привозили ко мне на часовую консультацию. После многонедельных усилий мне удалось добиться от нее ответа на мои повторяющиеся вопросы: к концу каждого сеанса она шепотом произносила несколько слов. В тот момент, когда она собиралась говорить, у нее каждый раз сужались зрачки, исчезали пятна на лице, вскоре теплели и приобретали нормальный цвет руки. В конце концов она начала говорить - поначалу с бесконечными повторами и остановками - и рассказывать мне содержание своего психоза. (...) И вот она рассказала мне длинный и подробный миф, описание ее жизни на Луне, где она играла роль женщины-спасительницы лунного народа. Ей была неизвестна классическая связь Луны с безумием, как и другие мифологические мотивы, звучащие в ее рассказе. (Jung, 1958: 17t*)
<...>
После того как она рассказала Юнгу свою историю, она смогла разговаривать более свободно, без блокирования. Однако выдав свой секрет, она вдруг поняла, что уже не сможет возвратиться на Луну, и ее безумие вернулось с прежней силой, так что ее пришлось вновь госпитализировать до тех пор, пока она не вышла из кататонии. После двухмесячного перерыва пациентка вернулась в санаторий и была в состоянии посещать сеансы. Медленно, как пишет Юнг, она начала понимать, что ее жизнь на Земле неизбежна. Она не могла вернуться на Луну. «Она отчаянно боролась с этим выводом и его последствиями», снова и снова уступая своему демону и попадая в больницу. «Почему я должна вернуться на Землю?- вопрошала она.- Этот мир не так прекрасен, как Луна; жизнь на Луне полна смысла...» (Jung, 1963:12а).

Однажды она решила смириться со своей судьбой и остаться в этом мире навсегда: она устроилась медсестрой в санатории. Вскоре обнаружилось, что она тайно носит с собой револьвер. Когда молодой доктор делал над ней пассы, она выстрелила в него. Во время последней встречи с Юнгом она вручила ему заряженный револьвер и в ответ на его изумление заявила: «Я бы застрелила вас, если бы вы бросили меня!». После того как история со стрельбой улеглась (доктор остался жив), она вернулась в свой родной город, вышла замуж, родила детей и в течение последующих тридцати лет регулярно письмами извещала Юнга о состоянии своего здоровья, которое оставалось превосходным все это время (см. Jung, 1963: 130 и Jung, 1958: 571-3).
Юнг дал фантазиям Лунной Леди следующую интерпретацию:
В результате инцеста, жертвой которого она стала в подростковом возрасте, у нее возникло чувство собственной униженности в глазах мира и одновременно с этим - чувство собственного величия в сфере фантазии. Она оказалась перенесенной в сферу мифа: ведь инцест - это традиционная прерогатива царственных особ и богов. Результатом стало полное отчуждение от мира, то есть состояние психоза. Девушка перешла, так сказать, во «внемирное» состояние и утратила контакт с человечеством. Она погрузилась в мир космических расстояний, во внеземное пространство, где встретилась с крылатым демоном. Как всегда бывает в подобных случаях, в процессе лечения она спроецировала образ этого демона на меня. Таким образом, я автоматически оказался под угрозой смерти - как и всякий, кто попытался бы убедить ее вернуться к нормальной жизни. Рассказав мне свою историю, она в каком-то смысле обманула демона и связала себя с земным человеческим существом. В итоге она обрела способность вернуться к жизни и даже вступить в брак. (см. Jung, 1963: 130)"
"

Много у меня тут разных удивлений-восхищений: И тем, как круто человека скручивает от травмы. И тем, что Юнгу удалось её вылечить (там, правда, рассказывается, что только огромный энтузиазм Юнга, его неподдельный интерес и настойчивость помогли ему сделать это, т.к. случай был очень сложный). И способностями психики к восстановлению. И мощью коллективного бессознательного - как мы генерим какие-то общие, одинаковые мощные образы из глубоких слоев психики. А ещё мне вспомнилась песня-зарисовка "Крематория" про лунного человека. И мне ужасно любопытно, Грегорян выдумал эту историю, и она так похожа из-за того самого коллективного бессознательного, или он читал про этот случай и сделал такой художественный этюд на тему? Интересно обращение к образам бога и дьявола, о которых калшед много говорит в книге. Ну и конечно, Грегорян дает прекрасной пример художественной дистанции при работе с травматическим материалом (нашлась ведь у него какая-то причина писать такую песню).

(как говорил какой-то мой приятель - Грегорян - певец, который заставляет меня регулярно заглядывать в словарь. Ну вот и тут, про доктора Геббельса я так и не поняла, даже википедия не помогла. Если кто понял - расскажите, что имеется в виду?)

пси, цитаты

Previous post Next post
Up